Направления конференции

Авторизация



Занимательный материал как средство развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста на занятиях творческого объединения «ЯЗЫКОМАНИЯ»

Н.Р. Хохленко,

педагог дополнительного образования,

МБУДО «Детско-юношеский центр»,

МО Ясненский городской округ,

Оренбургская область

 

Изучение русского языка связано не только с освоением знаний о русском языке, формированием умений и навыков опознавать, анализировать и классифицировать языковые факты, с развитием речевой и мыслительной деятельности, но и с воспитанием гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку.

А как же воспитать любовь к родному языку, а соответственно и интерес к познанию русского языка, желание расширить и углубить свои знания?

Воспитать любовь к русскому языку возможно, если на занятиях обучающимся интересно, если они уходят со словами: «Сегодня было интересное занятие».

Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность. Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала.

По мнению методистов и психологов, познавательный интерес – это такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

Для того чтобы заинтересовать ребят изучением русского языка, предлагаю обучающимся младшего школьного звена освоить дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Занимательный русский язык». Программа опирается на одну из задач Концепции, а именно: мотивация  личности к познанию, творчеству, труду, искусству и т.д. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. По мнению методистов, занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Данная программа позволяет познакомить обучающихся со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы.  Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего  владения языком невозможна никакая познавательная деятельность.

В воспитании интереса к познанию русского языка велика роль занимательности. Но игровая деятельность, способствующая, безусловно, развитию интереса на уроке, не должна превращаться в самоцель.         Занимательность на занятии – это не синоним развлекательности, а, наоборот, труд и постоянный поиск. Обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Слова Ш.А. Амонашвили: «... без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» - стали основным правилом в работе  нашего объединения. Игровые моменты поглощают детей, им некогда отвлекаться, занятие проходит «на одном дыхании».

Занимательный материал рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.

Обо всём занимательном материале в рамках статьи рассказать невозможно, представлю некоторые задания. С первых занятий применяю «классический» материал: грамматические сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, анаграммы, метаграммы, логогрифы, шарады, криптограммы, головоломки, чайнворды и др.  Применение  такого разнообразного материала считаю очень важным, ведь  работа с ним вызывает интерес даже у слабого обучающегося. Нет необходимости раскрывать обучающую и развивающую роль таких заданий. Но не секрет, что не все современные дети умеют работать с таким материалом.  Для некоторых – это открытие. Постепенно мы знакомимся со всем разнообразием материала, постигаем приемы и правила работы с ним, а затем ребята сами придумывают аналогичные задания.

Хочу рассказать и об ассоциативных рисунках, которые я использую на своих занятиях. Методист Н.К.Беседина утверждает: «Эти рисунки не для развлечения, они помогают запомнить правила, вызывают зрительные и смысловые ассоциации, способствующие быстрому запоминанию». Правила, которые объясняются с помощью таких рисунков, запоминаются легко, быстро и, самое главное, надолго. Сначала ребята используют рисунки, предложенные педагогом, а затем включаются в творческий процесс и сами «оживляют» правило. Например, слово пуговица легко записать так, чтобы буква о изображала пуговицу (достаточно четырёх точек внутри буквы).

На занятиях пытаюсь подключить образно-чувственное мышление обучающихся, что в итоге облегчает понимание и запоминание сложных языковых явлений. Юмористический стиль рисунков, используемых для объяснения материала, способствует развитию воображения детей. При положительном эмоциональном фоне запоминание более продуктивно.

Занимательность может проявляться в создании проблемной ситуации на занятии. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их ребятами с помощью педагога. Детское творчество неисчерпаемо, и чувство тайны, которую хочется разгадать, - его питательная среда (тайна возбуждает творчество – так сказал А.Эйнштейн). Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего педагога. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность обучающегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

На занятиях  применяю методику работы Л.И.Журавлёвой по повышению грамотности обучающихся. Так, например, во время занятия «Волшебная страна Фонетика» ребятам предлагается, самостоятельно  решая ряд «субъективно-творческих задач», найти вопрос на ответ: «Гласные и согласные: кто важнее?». Путешествуя по стране Орфографии и другим странам, обучающиеся, анализируя предложенный материал, сами формулируют тему занятия, правило, а не получают его в готовом виде.

Чтобы ребята не просто механически заучивали правило, помогают приемы-секреты, алгоритмы, опорные сигналы. Такая деятельность развивает внимание, логическое мышление, память, интерес к поисковой деятельности. Для ребят создается ситуация успеха, и они чувствуют себя комфортно и уверенно на подобных занятиях.

Изучив новую тему, обучающиеся могут выполнить творческие занимательные задания. Например, познакомившись с понятием «рифма» при изучении темы «Правописание  -ться, -тся в глаголах», предлагаю детям придумать короткие стихотворения в рифму с написанием -ться, -тся, -ца. Вот пример одной из таких рифмовок:

У учителя заболела переносица.               Учитель ходит, хмурится.

У нас уроки переносятся.                         Но мы не будем ссориться.

Большое внимание уделяю изучению речевого этикета. Воспитательные возможности русского языка будут реализованы в большей мере, если параллельно будет  вестись работа по воспитанию у детей этических норм речевого поведения. «Нравственность человека видна по его отношению к слову», - утверждал Л.Н. Толстой. Сделать интересными  и содержательными такие занятия помогает  творческий проект, который мы выполнили вместе с обучающимися по теме: «Этикет с детских лет, или Вежливость на каждый день». Продуктом проекта стало практическое пособие – рабочая тетрадь «Мой друг - этикет», в котором  собран уникальный материал, позволяющий «потренировать вежливые привычки» и  применять знания в жизни.

Изучая, повторяя словарные слова, также применяю игровые приемы. И это не только языковые игры, перечисленные выше. Люблю предлагать ребятам индивидуальные задания, творческие работы о том или ином слове: «Слово о слове», «Письмо ученому соседу», «Этимологический миф». Нравится детям выполнять задание «Пирамида»: расположить изучаемые словарные слова в форме пирамиды – внизу самое длинное, вверху – самое короткое. С удовольствием ребята составляют «анкету» слова, пункты анкеты могут варьироваться. Выполняя такую работу, обучающийся должен прибегнуть к различным словарям. Такие задания помогают предупредить ошибки.

Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Дети «влюбляются» в предмет, начинают верить в свои силы и успех, а затем у них появляется естественное желание расширить и углубить свои знания. И на этом этапе я предлагаю детям разнообразные творческие задания. Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в его фразеологии – в исследовании этимологии слов, в анализе оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте. Как увлекает детей изучение пословиц и поговорок, крылатых слов. Меткое, образное слово, крылатые слова – всё это материал детских исследований, так же как и географические названия своей местности, имена и фамилии людей, историзмы и архаизмы, поэтический язык сказок. Ребятам предлагается самостоятельное составление коллективных и авторских словариков  – например, словарика сказочного языка, словарика вежливых слов, словарика рифм, стихийных сил природы, поэтических слов, словарика старинных слов, словариков слов-друзей, слов-спорщиков, слов-двойников и т.д.; составление разнообразных тематических картотек и копилок, таблиц  и схем.

Включившись в такой творческий процесс, ребята  увлеченно выполняют задания по индивидуальным образовательным маршрутам, пробуют свои силы в исследовательских работах и творческих проектах, принимают активное участие в различных конкурсах, турнирах, конференциях и т.д. Хочу перечислить некоторые творческие работы, выполненные обучающимися:

-проектные работы: «О чём нужно знать начинающему оратору», «Зачем человеку вежливость»,  «Эти загадочные фразеологизмы», «В гостях у сказки»;

- разработаны рабочие тетради: «Защитник Родины», «Мой друг - этикет»;

-составлены словарики: «Словарик сказочного языка», «Словарик вежливых слов», «Города Оренбургской области», «Слова-пришельцы».

Примечательно то, что в практической части пособий содержатся занимательные задания, разработанные обучающимися самостоятельно: ребусы, кроссворды, криптограммы, таблицы, вопросы для викторины. Этот материал мы используем во время занятий, публикуем в средствах массовой информации.

Таким образом, при активном применении разнообразных занимательных средств на занятиях увеличивается уровень развития познавательного интереса. Обучение русскому языку из сложной и утомительной необходимости  превращается в увлекательное путешествие в мир знаний. Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса, и как средство обучения  делает научные знания более доступными и способствует лучшему протеканию познавательных процессов обучающегося, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

 

 
Баннер
Баннер
Баннер