Направления конференции

Авторизация



Тележурналистика как социализирующий проект для разновозрастного детского коллектива (на примере студии телевизионного мастерства «Калейдоскоп» ООДТДМ им. В.П. Поляничко)

К.В. Сидяева,

методист, ГБУДО «Оренбургский

областной Дворец творчества детей

и молодежи им. В.П. Поляничко»,

г. Оренбург, Оренбургская область

 

Современный человек должен уметь строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею, быть ответственным за свой успех и справляться с возможными неудачами. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования призван обеспечить воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления; направлен на формирование российской гражданской идентичности обучающихся; создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся [2].

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из основных направлений развития воспитания является расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, которое предусматривает создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях воспитания и социализации детей; воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию [1].

Такие качества могут сформироваться лишь в том случае, если общество способно создать условия для всесторонней самореализации личности, учитывая при всём этом потребность граждан в информированности.

Как показывает практика, одним из основных источников получения информации является телевидение. Сегодня оно занимает всё большее коммуникационное поле, оказывает всё большее воздействие на аудиторию.

Характер восприятия человеком информации зависит, прежде всего, от уровня его информационной культуры, сформировавшейся в процессе воспитания, обучения и жизнедеятельности.

Эти особенности позволяют рассматривать современное детское телевидение не только как средство развития детских талантов или способ подготовки будущих режиссёров, тележурналистов, телеведущих, актёров кино и ТВ, но и как современное направление коллективной социально активной деятельности детского коллектива.

Система дополнительного образования детей, в силу своей специфики, может способствовать более углублённому освоению и пониманию телевизионной сферы деятельности и, в то же время, позволит решить комплекс задач, связанных с воспитанием и личностным развитием учащегося. Детская журналистика, являясь самостоятельным компонентом общей системы СМИ, имеет ярко выраженную специфику:

– чёткую ориентацию на детскую аудиторию;

– использование определённых «приёмов отображения действительности, собственных выразительных средств, форм, способов контакта с аудиторией» [3]. Детская журналистика приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С её помощью юная аудитория познаёт мир. Главное назначение детской журналистики – помочь разобраться в себе, определить ценностные ориентиры, развить творческий потенциал. Подрастающему поколению необходимо дать возможность высказаться, донести свои мысли до взрослых и своих сверстников.

Учитывая данные обстоятельства, в Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко (далее – ООДТДМ) успешно действует детское творческое объединение «Студия телевизионного мастерства «Калейдоскоп», руководителем которого является Людмила Дмитриевна Колесникова, член Союза журналистов России, педагог высшей квалификационной категории.

Студия телевизионного мастерства «Калейдоскоп» впервые открыла свои двери в далёком 1993 году. С тех пор прошло много времени, а интерес к детской телевизионной журналистике не угасает до сих пор. В 2001 году коллективу присвоено звание «Образцовый детский коллектив» за высокий художественный уровень и исполнительское мастерство, активную работу по художественному воспитанию детей и юношества. Более десятка лет педагоги детского объединения подтверждают и поддерживают этот статус, применяя в работе инновационные технологии и методики.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие социально активной личности учащегося и профессиональную ориентацию в области журналистики, телевидения, театра, кино (режиссёр, тележурналист, телеведущий, актёр театра, кино и ТВ).

Возрастная категория участников данной программы – 11-16 лет. Подростковый возраст выбран неслучайно, так как характеризуется повышенным интересом к себе и другим, ориентацией на осуществление «авторского» действия в различных областях науки, искусства, спорта. Хотя подростковый возраст охватывает достаточно длительный период жизни (его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет), именно учащиеся от 12 до 16 лет находятся на том этапе жизни, когда процесс социализации личности выражен наиболее ярко.

Это возраст развития самосознания, становления практического сознания человека. Подросток присматривается к многообразию профессий, осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентаций.

Процесс обучения в студии «Калейдоскоп» предусматривает не только формирование у детей знаний, навыков и умений, но и их практическую реализацию в процессе производства телевизионной продукции, содержание которой построено на основе интеграции различных жанров тележурналистики.

Одним из приоритетных направлений студии «Калейдоскоп» является телевизионный театр, в котором дети, обучаясь актёрскому мастерству, могут проявить себя в качестве актёров в своих телеспектаклях и телефильмах.

В содержании программы – синтез искусств: телевидения, театра, кино и журналистики (как профессиональной предметной области), что способствует реализации творческого потенциала учащихся, нацеленного на профессиональное самоопределение.

В течение трёх лет учащиеся обучаются основным законам жанра. Выступление в кадре – главное, чем должен овладеть начинающий тележурналист. Это и правильная речь, и владение интонацией, и чёткая артикуляция, и жесты, и, конечно, внешний вид, умение держать себя, манера поведения и многое-многое другое. Изучение научной литературы, анализ телевизионной практики, совет специалиста и тренировки – вот путь, по которому должен идти будущий мастер эфира.

Формы этой работы направлены, прежде всего, на практическое освоение знаний и личностное развитие учащихся, формирование духовно-нравственного потенциала, гражданской позиции и расширение кругозора. Здесь создаются и обсуждаются творческие телевизионные проекты, снимаются различные репортажи, документальные и игровые фильмы, телевизионные зарисовки и т. д.

Телевизионное мастерство включает в себя умения и навыки, присущие специалистам различных телевизионных профессий, а также качества, свойственные любому виду творческой деятельности. Важная особенность телевизионного производства состоит в том, что оно является коллективным. Телевизионная передача может быть подготовлена к эфиру только общими усилиями большого творческого коллектива.

Успех, зрительское внимание приходят только в том случае, если весь коллектив профессионально работает над воплощением единой творческой задачи.

Требуется обязательное введение в каждое занятие специальных психологических разминок, практикуются формы театральной педагогики – игры, направленные на выявление и реализацию коллективных форм мышления, выявление степени активности личности и способов её взаимодействия с коллективом; разработка механизма рефлексии по отношению к восприятию и результатам собственного творчества; отработка таких приёмов, которые часто не имеют специальной «экологической ниши» в традиционных предметах, хотя они чрезвычайно важны: дикция, логика речи, многоаспектная мотивировка своего мнения – это основы ораторского искусства; азы актёрского мастерства – искусство исполнителя, пластическая выразительность, техника мимики и жеста; умение соблюдать правила этикета и т. д. Важно, что становление индивидуальности в этом случае происходит под знаком взаимопонимания и становления позиции диалога, выявления диалогового характера массовой информации и роли индивидуума, субъекта в глобальном диалоге «человек и массовая коммуникация», что обеспечивает эффективность механизмов социализации личности.

Учащиеся студии телевизионного мастерства «Калейдоскоп» участвуют в областных, всероссийских и международных кинофестивалях, конкурсах, кинофорумах различной направленности. С 2000 года силами учащихся и педагогов создано более 50 фильмов, которым присуждены самые высокие награды: диплом лауреата (информационно-познавательная программа для подростков «Калейдоскоп», видеофильмы «Растим патриотов России», «Фронтовой санбат», «Сыновья полка», «Февральский дневник» и др.); диплом Гран-при (видеофильмы «Люди-легенды», «Июнь 41-го года», «Талант в наследство» и др.), сертификаты и грамоты («Живи и помни», «Души очарованье», «Благословляем наши узы» и др.). Это всего лишь небольшая часть проектов, которые отмечены на фестивалях и конкурсах киновидеотворчества.

В процессе реализации программы обеспечивается взаимодействие учащихся с социальными институтами в масштабе города, региона, России, обогащающее социальный опыт учащихся. Для успешного достижения цели также необходимо создание условий: сотрудничество с профессиональными телестудиями города, со школьными пресс-центрами, с профессиональными журналистами.

Так, в 2016 году учащиеся студии телевизионного мастерства приняли участие в уникальном проекте «После школы», который приобрёл широкую популярность не только в городе Оренбурге, но и далеко за его пределами.

Это телевизионный проект информационного агентства «Оренинформ» и правительства Оренбургской области, цель которого – поддержка эрудированных, с широким кругозором, хорошо владеющих гуманитарными знаниями школьников старших классов

Каждую неделю в студии «Оренинформ» проходило интеллектуальное соревнование. Две команды одиннадцатиклассников, ведомые наставниками из двух ведущих оренбургских вузов (ОГУ и ОГПУ), беседовали с героем программы.

Работу школьников оценивали эксперты – известные журналисты региона. Свою оценку поставила интернет-аудитория, голосуя на сайте проекта.

Участвуя в подобных проектах, молодые люди учатся работать с информацией, осознавать последствия её воздействия на психику и поведение людей.

Процесс социализации молодёжи является предметом исследования различных областей социального знания: педагогики, социологии образования, социологии молодёжи, социологии личности, психологии, социальной философии. Одним из условий развития общества является жизнеспособность молодёжи в настоящем и будущем. От того, каковы позиции молодого поколения, его облик, мировоззрение, здоровье, настроенность на продуктивное существование, зависит развитие общества в целом. Интерес системы дополнительного образования к проблемам социализации молодёжи объясняется тем, что молодёжь – «необходимая для нормального функционирования социальная группа» [5].

Молодое поколение, включаясь в систему общественных отношений, призвано, «с одной стороны, усвоить, воспроизвести материальные

условия жизни и опыт, накопленный предыдущими поколениями, а с другой – накопить потенциал для его преобразования и обновления» [4].

Проект «Студия телевизионного мастерства «Калейдоскоп» является важным фактором социализации учащихся подросткового возраста.

Программа студии предусматривает освоение таких тем, как «Телевизионная журналистика», «Актёрское мастерство», «Работа в телетеатре», «Мастерство телеведущего», «Сценическая речь». Через последовательное обучение учащиеся получают теоретические знания, которые потом отрабатывают на практике: создают видеофильмы, работают в качестве ведущих новостной программы «Калейдоскоп», принимают участие в практико-ориентированных телевизионных проектах. Именно эти навыки способствуют успешной социализации учащихся в современных условиях. В этом смысле представляется актуальным обучение современных подростков по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам медийной направленности, где детская журналистика является важной частью процесса социализации молодёжи как фактора развития общества.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.): с изменениями на 29 июня 2017 года : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http: //ped-aksioma.ru/index.php/fgos/226э

3. Руденко, И. А. Детская пресса России на современном этапе / И. А. Руденко. – М.: Детская журналистика, 1996. –  411 с. С. 48.

4. Селезнёва, М. К. Социализация молодёжи как фактор развития общества: дисс. … канд. философ. наук / М. К. Селезнёва. – СПб., 2007. – 158 с.

5. Чупров, В. Трансформация молодёжи / В. Чупров // Портфель бизнес-класса. – 2007. – Апрель-май. – С. 26 – 36.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер