Направления конференции

Авторизация



Игра как педагогическая основа музыкального воспитания

Е.Н. Мухаметзянова,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Городской Дворец детского

и юношеского творчества»,

г. Нижний Тагил

Игра – вечный спутник детства. К сожалению, встав взрослыми, мы забываем об этом. Тихая, шумная, веселая, озорная  игра для детей чрезвычайна важна, она заполняет все свободное время. Если игра у взрослых вызывает сильное душевное переживание, то, что такое игра для малышей? Игра – многомерна. Игра - «вечный двигатель» активной деятельности, творчества, самопознания и самовыражения. Ребенок играет, развиваясь. Он развивается, играя. Игра должна обязательно основываться на принципах удовольствия и добровольности.

Важными воспитательными назначениями игры являются радость общения ребенка с окружающими, развитие воображения и фантазии, воспитание решительности и активности в решении каких-либо задач. Игра влияет на общее развитие ребенка, развивает психические свойства личности, умственную деятельность, творческие способности и задатки, произвольное внимание, память, мышление.

Рассматривая игру как потребность растущего организма, ее ставят в ряд педагогических способов. Различают игры интеллектуальные, развивающие, познавательные, учебные, умственные, обучающие, дидактические.

Игры, развивающие познавательную активность ребенка и интеллект, можно поделить на несколько групп:

  • предметные;
  • творческие;
  • дидактические;
  • строительные, трудовые, конструкторские;
  • игры-тренинги, игры-упражнения.

По сути, любая игра – это творческий процесс. А основа любого творчества – развитие воображения, которое напрямую связано с разнообразием и богатством прежнего опыта человека. Задача педагога расширять опыт ребенка. Чем больше он видел, слышал и пережил, чем больше он усвоил и узнал, тем продуктивнее и значительнее будет деятельность его воображения.

Игра – деятельность, которая напрямую связана с искусством. Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в художественно-эстетическом воспитании ребенка. Музыкальное воспитание - это ключ к восприятию образного мира прекрасного. Ведь постигая мир музыкальных звуков, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, развивать музыкальную отзывчивость, выражать музыкальными звуками свои впечатления, заниматься творческой деятельностью. Успех воспитания зависит от умения педагога сделать занятия музыкой интересными, увлекательными. Именно педагог помогает детям делать первые шаги к прекрасному, открывает дверь в мир музыки. На самых первых уроках с детьми важно вызвать у ребенка интерес, увлеченность, любовь к музыке, поэтому эти занятия должны быть наиболее яркими, эмоционально окрашенными.

Главной из первоначальных задач в своей педагогической деятельности считаю умение зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть музыкальным языком. Почти все музыкальные занятия проводятся в игровой форме и направлены на развитие творческих способностей. Основная задача – сделать занятия фортепиано интересными и любимыми. Этому способствует все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок, сочиненные рассказы, сопровождающие игру. В образовательный процесс также включены музыкальные игры, игровые упражнения и творческие задания.

Начинающего пианиста легко увлечь игрой-сказкой, он с увлечением ее слушает. На первых занятиях для выявления музыкальных способностей ребенка, таких как музыкальность, слух, память, ритм используются следующие игры:

  • Игры-упражнения: «Море и небо», «Пианино и рояль» «Маятник», «Кукла», «Птица». Пример: «Ну-ка, угадай». Педагог играет на инструменте отдельные звуки в разных регистрах и просит ребенка угадать голос какого-либо животного или птицы.
  • Игры-стихотворения: «До, ре, ми, фа. соль…», «Капуста», «Человечки». Пример: «Вышли пальчики гулять».

Раз, два, три, четыре, пять -   На первые строчки – поочередное

Вышли пальчики гулять.       разгибание пальчиков из кулачков, начиная

Раз, два, три, четыре, пять    с большого пальца. На следующие строчки

В домик спрятались опять.  – поочередное сгибание пальчиков в кулачки,

начиная с мизинца.

  • Пальчиковые игры: «Сорока», «Прятки», «Дождик», «Строим дом», «Домик». Пример: «Дружба».

Дружат в нашей группе - Пальцы обеих рук соединяются в замок.

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим - Ритмическое касание пальцев обеих рук,

Маленькие пальчики -    начиная с большого пальца.

Раз, два, три, четыре, пять - Поочередное касание пальцев обеих рук,

Начинай считать опять -     начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять - Руки вниз, встряхнуть кистями.

Мы закончили считать.

  • · Упражнения-игры для рук: «Старый краб», «Ромашка», «Кошечка».

Пример: «Старый краб». Положить руку на стол, слегка подобрав пальцы. Рука должна изображать «старого краба», который переваливаясь, медленно ползет вперед, а затем назад (рука должна переваливаться с первого пальца сразу на три пальца – третий, четвертый и пятый, и обратно).

  • Игры-упражнения для освобождения игрового аппарата: «Мельница», «Шалтай-Болтай», «Качели», «Этажи». Пример: «Маятник». (Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, чтобы они свисали вдоль туловища, как плети. Начинать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад-вперед, как маятник. Все выше и выше, пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча, как ветряная мельница.
  • Игры-упражнения на инструменте: «Мячик», «Петельки», «Кузнечик». Пример: «Петельки». (Свободный перенос руки с одного участка клавиатуры на другой, при этом нажимая третьим пальцем любую белую клавишу).
  • Игры-движения под музыку (ребенок выполняет любые движения под исполняемую педагогом на инструменте музыку. Это может быть песня, танец или марш).

Для того, чтобы разбудить воображение ребенка, я предлагаю нарисовать рисунок, сделать художественную поделку, сочинить к исполняемой песенке подтекстовку, занимательный рассказ, стихотворение. Нередко предлагаю ребенку сочинить музыку к любимому стихотворению или увиденной картинке, завершить неоконченную мелодию, придумать к мелодии несложное сопровождение.

В заключение можно сделать вывод, что игра несомненно является главным и необходимым моментом в работе педагога, так как затрагивает многие стороны развития ребенка. Все игры, используемые  на практике, имеют определенную направленность и значимость. Одни направлены на развитие ритма, слуха, памяти, музыкальности, другие – на развитие игрового аппарата, третьи – на развитие эмоционально-образной стороны. Благодаря игре дети раскрепощаются, становятся свободными в выражении чувств, эмоций, настроений. Ребенок, который играет, готовит себя к полетам в «большую» жизнь.

 
Баннер
Баннер
Баннер