Авторизация
Формирование познавательной мотивации в организации дополнительного образования |
Л.А. Латыпова, педагог-психолог, ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко», г. Оренбург, Оренбургская область
Высокий уровень познавательной мотивации является источником активности и успешности в обучении, его достижение является одной из важнейших задач современного образования. Проблема формирования мотивации обучения лежит на стыке обучения и воспитания, потому что в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое обучение, но и развитие личности ребёнка. Познавательная мотивация окрашивает эмоциональный фон занятия, влияет на развитие интеллектуальных способностей. В организации дополнительного образования познавательная мотивация ребенка приобретает новые стимулы для своего развития благодаря разнообразию содержания, форм деятельности и общения. Свободный выбор деятельности по интересам также способствует формированию познавательной мотивации. Для формирования мотивации современному педагогу необходимо уметь определять мотивы учебной деятельности, в том числе и познавательные. Все мотивы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним мотивам относятся мотивы признания товарищей, получение похвалы со стороны педагога, мотивы долга, поощрения и т.д. Если преобладают внешние мотивы, для учащегося овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью, удовольствием, получаемым от процесса познания. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Именно внутренняя мотивация определяет глубину и осознанность отношения к учебной деятельности. Часто ребенка привлекает общение в коллективе, поэтому он не готов к выполнению сложных проблемных заданий, и задача педагога привести к постепенному изменению мотивов с внешних на более осознанные, внутренние. В системно-деятельностном подходе мотивация учащихся является необходимым структурным элементом каждого занятия. На начальном этапе занятия происходит осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на занятии. На данном этапе организуется положительное самоопределение учащегося к деятельности на занятии, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность 2) выделяется содержательная область. Познавательный интерес необходимо поддерживать в течении всего занятия. Современные технологии обучения, такие как проблемное, активное обучение, метод проектов способствуют вовлечению учащегося в самостоятельный поиск и открытие «новых» знаний, решение задач проблемного характера. В дополнительном образовании есть широкие возможности для использования нестандартных, творческих заданий, игровых технологий, влияющих на познавательную мотивацию. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо формировать понимание важности, целесообразности его изучения, практической значимости. Формированию познавательной мотивации служит также разнообразие используемых форм и методов обучения, так как однообразная деятельность утомляет и может быстро надоесть. Дифференция обучения дает возможность определять содержание предмета с учетом возможностей и способностей обучающихся, материал не должен быть как слишком легким, так и слишком сложным, т.к. это способствует потере интереса к изучаемому. Огромное влияние на возникновение интереса к предмету у учащихся оказывает заинтересованность, увлеченность самого педагога. Для того чтобы получить достоверные сведение о мотивации учащихся, необходимо использовать не только педагогические методы наблюдения, но и тестирование, анкетирование. Существует множество методик изучения мотивации, но большинство из них предназначены для школ. В областном Дворце творчества детей и молодежи им.В.П. Поляничко в течение нескольких лет используется модифицированная методика И.С.Домбровской в количестве 30 вопросов для подростков и 20 - для младших школьников. Данная методика позволяет определить познавательные и социальные мотивы учащихся. Познавательные мотивы представлены тремя группами: широкие познавательные мотивы, собственно познавательные мотивы и мотивы саморазвития и самосовершенствования. Социальные мотивы также представлены тремя группами: 1) мотивы, связанные с обязательностью занятий или долгом, а также профессиональной ориентацией, 2) мотивы, связанные с успешностью, комфортной обстановкой на занятиях и 3)мотивы сотрудничества, социальной значимости. Как свидетельствуют результаты диагностики, у всех учащихся в начале года выражена мотивация посещения занятий. В познавательных мотивах учащихся первого года обучения преобладают мотивы саморазвития и самосовершенствования и широкие познавательные мотивы, т.е. потребность в новых впечатлениях. Собственно познавательные мотивы, характеризующиеся активностью в изучении предмета, действительно глубоким познавательным интересом к предмету, желанием выполнять сложные проблемные задания, самостоятельным поиском дополнительной литературы и информации менее значимы. В нашем исследовании эти мотивы представляют наибольшую ценность, т.к. показывают внутреннюю мотивацию учащихся. В каждой группе есть небольшой процент учащихся с преобладанием внешних мотивов и если не будет дальнейшего развития мотивации, у них к концу года может произойти некоторый спад, а возможно и уход их из объединения. У многих учащихся второго, третьего года и последующих годов обучения собственно познавательные мотивы приобретают особую значимость. Они хотят не просто заниматься данным видом деятельности, а изучать предмет более глубоко, самостоятельно добывать знания, т.е. характеризуются более осознанным отношением. Изучение мотивации учащихся показывает, что этому вопросу должно уделяться внимание в течение всего учебного года, так как развитие мотивации, формирование познавательного интереса является важным фактором в сохранности контингента, формировании личности ребенка.
Список использованной литературы
|