Направления конференции

Авторизация



Исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как средство их интеллектуально–творческого развития

Банникова М.В.,

методист, ГБУДО «Оренбургский

областной Дворец творчества детей

и молодежи им. В.П. Поляничко»,

г. Оренбург, Оренбургская область

 

В настоящее время исследовательская деятельность учащихся стала важной составной частью современного образовательного процесса.

Приобщение детей к исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и  творческие способности, причем начинать эту работу можно с детьми дошкольного возраста. Наряду с практическими исследовательскими навыками учащиеся приобретают коммуникативные, ораторские качества, формируются навыки работы с различными источниками информации, аккуратность, ответственность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность.

Дошкольный возраст - уникальный период в жизни человека, характеризующийся особой чувствительностью к освоению окружающей действительности и активностью - обследовательской, познавательной, исследовательской. С большим интересом дети участвуют в исследовательской работе, проявляя любознательность и желание экспериментировать. Спонтанно проявляющаяся поисковая активность ребенка в специально организованных условиях может привести к появлению психического новообразования, именуемого исследовательскими способностями.

В основе методики обучения детей старшего дошкольного возраста лежит применение исследовательского метода, с помощью которого дети, находясь в позиции исследователя, открывают связи и закономерности окружающего мира. Главная роль отводится приемам развития исследовательских умений и навыков, необходимых для осуществления исследовательской деятельности: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, давать определения, классифицировать, структурировать материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. Кроме этого большое место отводится развитию дивергентного мышления (беглости, гибкости, оригинальности, разработанности); конвергентного мышления; приемам стимулирования любознательности и исследовательской активности.

Отдельный интерес представляет работа по развитию у дошкольников умений и навыков проведения экспериментов, так как они позволяют ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

В процессе экспериментирования важно активно побуждать детей к самостоятельному поиску оптимального решения проблемы, формулированию выводов и умозаключений.

Как показывает практика, всем детям без исключения, несмотря на естественное волнение, нравится выступать в роли «взрослого докладчика», делающего собственное сообщение. Ситуация, в которой дошкольника внимательно слушают взрослые и дети, стимулирует ребенка к повторению данного опыта.

Именно роль «взрослого докладчика» пpинимается ребенком и позволяет включить его в поиск источников информации и подготовки собственного текста сообщения (в рамках возрастных возможностей).

Таким образом, можно сказать, что игра «в ученых» в условиях соблюдения определенных правил со стороны взрослого становится источником последующего исследовательского поведения ребенка. Кроме того, такой метод обучения дошкольников действительно является благоприятной базой развития мышления и познавательной мотивации и активности  дошкольника.

Полученный в дошкольном возрасте опыт, а главное, стойкий познавательный мотив позволяет организовывать собственно исследовательскую деятельность первоклассников.

Дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследова­тельской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любозна­тельность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Начальное звено обучения — «это годы приобретения или неприобретения ребенком желания и умения трудиться в зави­симости от прочности и результативности освоения им всех базо­вых видов деятельности — умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств сред­ствами учебных предметов дифференцированного, локального действия» (Н.Н. Светловская). Согласно современным психоло­гическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления лич­ности. По мнению Н.С. Лейтес, к шести годам это развитие осу­ществляется более чем на треть, к восьми — наполовину, а к две­надцати годам на три четверти. Другие авторы называют и более ранние сроки и, соответственно, подчеркивают еще большую роль младших школьных лет в развитии основных качеств личности.

Заскучавший на уроке первоклассник кладет на новую ручку такую же новую линеечку и испытывает действие получившихся весов с помощью разновесов-ластиков. Другой первоклассник на пере­менке без остановки пишет на доске мелом и тут же стирает напи­санное мокрой губкой, наблюдая за тем, как доска высыхает. Тре­тий качается на стуле, а на замечание отвечает: «Хочу узнать, упаду или нет». Таких наблюдений каждый педагог может при­вести немало. И не всегда это его радует, чаще всего, наоборот, огорчает: это мешает вести занятие, отвлекает других детей. Хотя то, что происходит — обычное проявление исследовательского поведения ребенка. Оно наблюдается уже в раннем детстве, не слу­чайно психолог Н.Н. Поддьяков первым из ведущих видов деятель­ности ребенка назвал, вопреки установившемуся мнению, не игру, а детское экспериментирование. Поддерживая исследовательское поведение, мы способствуем развитию ребенка.

Организация учеб­ных исследований с младшими школьниками ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков; но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей.

Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъ­ектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащи­еся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой круго­зор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотива­ции, приобретают более высокий статус в школьной среде.

Особенностью начальной школы является то, что многие умения находятся в стадии формирования. От педагога требуют действия, направленного не только на создание ситуации успеха, максимально комфортной и доброжелательной атмосферы, но и создание ситуаций столкновения мнений и позиций, требующих опыта поисковой активности.

Стоит задача не фрагментарного включения методов исследовательского обучения, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, исследовательского поведения.

Обсуждается, с чего лучше начать? Как оформлять работу? Что будем делать после того, как ответим на все вопросы? (Таким образом, вся работа ребят строго сконструирована и разбита на этапы, что позволяет избежать лишних вопросов во время самой самостоятельной работы и усилить познавательный интерес.)

Итак, самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача педагога помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и лич­ностным особенностям ученика.

Одним из важных в методическом отношении этапов реализации исследовательского обучения является защита детских исследовательских работ и творческих проек­тов. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита — венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Итоги защиты выступают важным фактором, формирующим мотивацию исследовательского пове­дения ребенка.

Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной ее организации создаются условия для интеллектуального, творческого личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер