Направления конференции

Авторизация



Система управления развитием одаренности обучающихся в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «РАДОСТЬ» г. Орска»

Т.Д. Алексеева, директор,
МАУДО «Центр развития творчества детей
и юношества «Радость» г. Орска»,
Оренбургская область;
Т.П. Алфёрова, заместитель директора,
МАУДО «Центр развития творчества детей
и юношества «Радость» г. Орска»,
Оренбургская область;
Н.В. Кривощёкова, методист,к.п.н.,
МАУДО «Центр развития творчества детей
и юношества «Радость» г. Орска»,
Оренбургская область;

В современном, стремительно меняющемся и высокотехнологичном мире наблюдается возрастание интереса в реализации творческого потенциала человека как одного из главных ресурсов развития общества. В связи с этим остро встаёт проблема подготовки конкурентоспособных, творческих детей и подростков, способных к критическому мышлению, мобильности, нестандартным решениям возникающих задач. Это обстоятельство вызывает необходимость развития системы управления развитием одарённости обучающихся в условиях дополнительного образования.

В целях решения данной проблемы в 2009 году в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Радость» г. Орска» была создана Малая академия наук (МАН) как добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений человечества в различных областях науки, техники, культуры. Целью деятельности МАН явилось создание условий эффективного личностного, прежде всего интеллектуального развития обучающихся. Данная цель достигается путем решения следующих задач: 1) создание условий для обеспечения интеграции основного и дополнительного образования учащихся; 2) расширение образовательного пространства, максимальный учет потребностей и интересов учащихся, имеющих повышенную мотивацию к учению; 3) развитие интеллектуальных способностей и навыков научно-исследовательской и проектной деятельности; 4) повышение педагогического мастерства кадров в руководстве данным направлением учебно-воспитательного процесса и использовании информационно-коммуникационных технологий в обучении

Деятельность МАН курирует заместитель начальника Управления образования администрации г. Орска и определяется рядом локальных актов, в числе которых: 1) положение о МАН; 2) положение об учебно – исследовательской деятельности учащихся; 3) положение о научно-практических конференциях для обучающихся 1- 4, 5-8 и 9-11 классов.

Совет МАН как ее руководящий орган в составе директора, завуча и руководителя научного общества обучающихся нашего учреждения активно сотрудничает с научными обществами учащихся образовательных учреждений города и области с целью решения организационных вопросов, оказания помощи педагогам в подготовке и проведении учебных сессий, научных конференций, семинаров, творческих выставок, экспедиций, собраний и т. д.

Одной из форм организации исследовательской и проектной деятельности в нашем учреждении является научно-практическая конференция, в рамках которой оказывается помощь педагогам и обучающимся в развитии познавательных способностей, формирование социально-активной позиции и приобщение к духовно-нравственным ценностям отечественной и мировой культуры. В ходе конференции обучающиеся демонстрируют результаты своих учебных изысканий, учатся публично доказывать жизнеспособность своих научных теорий и гипотез.

Ежегодная научно-практическая конференция МАН в зависимости от контингента участников имеет следующий порядок организации: 1) научно-практическая конференция «Юный исследователь» для обучающихся 1-4 классов (третья неделя марта месяца); 2) научно-практическая конференция «Хочу все знать!» для обучающихся 5-8 классов; 3) научно-практическая конференция «Шаги в науку» для обучающихся 9-11 классов. За весь период деятельности МАН на суд жюри в общей сложности представлено 364 исследовательские работы. Победители научно-практической конференции награждаются дипломами, грамотами, призами, а также выдвигаются на участие в областных, общероссийских и международных конференциях. По итогам научно-практических конференций издается сборник материалов «Исследую! Узнаю! Действую!».

Кроме этого, с целью формирования исследовательской культуры обучающихся и педагогов, согласно плану работы МАН, во время осенних и зимних каникул организуются сезонные сессии. Порядок проведения данных мероприятий включает фронтальные, групповые и индивидуальные занятия с участием обучающихся, в ходе которых формируются такие базовые исследовательские умения, как умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Взаимодействие с педагогами осуществляется в рамках программы «Методология и методы учебного исследования» в форме лекций, круглых столов, пресс-конференций и т.д.. За отчетный период проведено более 20 сезонных сессий, в которых приняли участие 525 обучающихся и 328 педагогов.

Нововведениями текущего периода деятельности МАН является проведение олимпиад по учебно-исследовательской деятельности и дистанционных курсов для педагогов. Так, с 2015 года с целью распространения и популяризации научных знаний среди учащихся в нашем учреждении проводятся олимпиады по учебно-исследовательской деятельности. Данное мероприятие проводится в виде соревнования учащихся в творческом применении знаний и умений в области исследовательской деятельности и включает в себя теоретические и практические, индивидуальные и коллективные конкурсы и домашние задания. За отчетный период в данном мероприятии приняло участие 54 обучающихся школ города.

С 2016 года в рамках МАН реализуется дистанционный курс для учителей "Теория и практика руководства учебно-исследовательскими работами учащихся»". Содержанием курса является теория и практика организации учебно-исследовательской деятельности. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части, что позволяет эффективно систематизировать и обобщать имеющиеся профессиональные знания в ходе выполнения практических заданий. С применением дистанционных технологий по этому курсу прошли обучение 16 учителей школ города. Результатом обучения педагогов стало повышение качества учебно-исследовательских работ, значительно расширилась тематика представляемых работ.

Обобщающим результатом деятельности МАН на данном этапе является разработка и успешная реализация проекта «Одаренные дети г. Орска - будущее России», направленного на создание модели поэтапного развития одаренных детей с дальнейшим ее внедрением в деятельность нашего учреждения.

За предшествующий период МАН стала визитной карточкой и предметом особой гордости нашего учреждения. В 2015 году проект «Малая академия наук МАУДО «ЦРТДЮ «Радость» г. Орска» стал победителем Всероссийского конкурса «Новаторство в образовании - 2015» в номинации «Самый успешный проект - 2015» в области разработки и внедрения методов развития интеллектуальных способностей детей.

 
Баннер
Баннер
Баннер