Направления конференции

Авторизация



Участие семьи в деятельности детского объединения как условие повышения эффективности образовательного процесса

О. А. Кадонцева

педагог дополнительного образования 

МАУДО ЦДТ «Радуга»,

г. Гай, Оренбургская область

Работе с родителями в учреждениях дополнительного образования должно уделяться особое внимание, т. к. семья не только влияет на формирование личности ребенка, но и выступает в роли социального заказчика образовательных услуг.

Кроме того, система дополнительного образования, согласно Закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства образовательной организации и семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер.

В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед педагогом, является необходимость осуществления психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей. Для достижения поставленной задачи работа педагога с семьей реализуется по следующим направлениям:

  •  изучение семьи,
  •  психолого-педагогическое просвещение семьи,
  •  организация совместной деятельности,
  •  привлечение родителей к соуправлению образовательным процессом.

Для изучения особенностей семьи в качестве форм работы мы используем следующие: составление социально-демографического портрета семьи, индивидуальные консультации для родителей, беседы.

Социально-демографический портрет семьи составляется на основе обзора семьи по нескольким параметрам:

  •  социально-культурный параметр определяется образовательным уровнем родителей и степенью их участия в общественной жизни;
  •  социально-экономический параметр заключен в имущественных характеристиках и занятости родителей на работе;
  •  демографический параметр определяет состав и структуру семьи.

Изучение обозначенных параметров происходит с использованием различных методов: анкетирования, тестирования, интервью, беседы, наблюдения. Полученная информация позволяет выяснить особенности семьи и качество психолого-педагогического воздействия ее на ребенка, наметить формы сотрудничества, а также содержание просветительской работы.

Для сбора информации о семье и психолого-педагогических проблемах, с которыми она сталкивается, возможно использование индивидуальных консультаций. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем. Используя в ходе консультации различные методы, педагог имеет возможность получить информацию об особенностях развития ребенка, его интересах и увлечениях, особенностях характера, целевых установках, моральных и нравственных ценностях семьи.

Основной акцент педагогом в работе с семьей делается на психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах обучения, воспитания, развития ребенка, а также сохранения и укрепления его здоровья. В качестве основной формы работы в этом направлении можно выделить родительское собрание. Родительские собрания всегда проводятся педагогом совместно с педагогом-психологом Центра. На родительском собрании обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются дети, родители и педагоги. Тематика собраний разнообразна, особое внимание уделяется возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста, психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе, развитию децентрации будущих первоклассников. Собрания проводятся 4 раза в год. Мы стараемся организовать их так, чтобы они не сводились к монологу педагога, а давали возможность творческого и исследовательского поиска решения проблем у родителей.

Совместная деятельность педагога, обучающихся и их родителей проводится в двух направлениях: совместная познавательная деятельность и совместная культурно-досуговая деятельность.

Совместная познавательная деятельность в основном сводится к выполнению совместных проектов (поделок, рисунков) и дальнейшему участию созданных работ в различных конкурсах.

Наиболее интересной является совместная культурно-досуговая деятельность. Среди многообразия различных форм досуга мы используем совместные праздники, экскурсии. Важным условием при организации таких форм работы является вовлечение родителей и детей в коллективно-творческие дела. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения. У нас проводится 4 совместных праздника, ставших уже традиционными: «Праздник Осени», «Новогодний утренник», «Праздник бабушек и мам», «Проводы детей в школу». На этих мероприятиях родители выступают не только зрителями, но и организаторами, и активными участниками.

Привлечение педагогом родителей к соуправлению образовательным процессом осуществляется через посредников – родительский комитет. Данная организация призвана привлечь, заинтересовать родителей жизнью детского объединения, стимулировать к совместному решению возникающих проблем. На заседаниях родительского комитета вырабатываются способы решения возникающих проблем, решаются финансовые вопросы, вопросы по организации праздников и совместных мероприятий.

Таким образом, тесное взаимодействие с семьей позволяет педагогу лучше узнать ребенка, определить совместные действия, объединить усилия по воспитанию и развитию ребенка, получить добровольную родительскую поддержку в работе детского объединения.

 
Баннер
Баннер
Баннер