Направления конференции

Авторизация



Применение элементов технологии ТРИЗ на занятиях в детском объединении «Оригами»

Е.П. Черкащенко,

педагог дополнительного образования

БОУДО «ЦДТ», г. Калачинск,  Омская область

Первое занятие посвящаю свободным действиям с бумагой, даю возможность детям познакомиться с ее свойствами, затем постепенно ввожу понятия и термины, необходимые  при складывании фигурок. На следующем этапе ребята знакомятся с базовыми формами. Это квадратный лист бумаги,

сложенный несколькими способами. Складывание любой фигурки начинается с той или иной базовой формы.

Работая с первоклассниками, поэтапно демонстрирую процесс складывания, а дети копируют мои действия, запоминая последовательность сгибов бумажного листа. А чтобы дети легче запоминали процесс складывания фигурки, действия сопровождаю проговариванием сказки или ее элемента. Например, говорю: вышли братцы-уголки погулять и встретились на лесной тропинке. Улыбнулись, кивнули головой друг другу и разошлись в разные стороны.

В дальнейшем,  находя ассоциации, дети уже вполне способны придумать свои образные сравнения, после чего действия с бумагой запоминаются гораздо легче.

Мои занятия не являются целью складывания как можно большего количества фигурок. Они создают условия для развития у детей логического мышления, пространственного воображения, творческого потенциала, формирования учебных навыков, необходимых для успешного обучения детей в начальной школе.

Всегда хочется разнообразить занятия, превратить их в увлекательные, а не сводить все к показу новой фигурки или нового приема складывания. Для этого использую элементы технологии ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Морфологический анализ». На промежуточном этапе складывания фигурки даю возможность увидеть ассоциации с каким-либо реальным образом. Дети охотно ищут и находят такие образные сравнения.

Сложили фигурку лисы к сказке «Колобок». Ставлю вопрос: «Лиса съела Колобка, а что потом? Как  вел себя Колобок внутри Лисы? Может быть, он продолжал громко распевать свою песенку и мешал ей охотиться?  А может, он смог выскочить и убежать от Лисы, когда она зевнула?» Далее, предлагаю дорисовать финал сказки – чем закончилась встреча Лисы с Колобком.

Оригами способствует созданию на занятии игровых ситуаций.

Сложив из бумаги маски животных, дети становятся сказочными героями, совершают путешествие в сказочный мир и тем самым развивают свое образное мышление и диалоговую речь.

Для ребят, делающих первые шаги в оригами, которые еще не могут справиться со сложными моделями, можно предложить прием «Соединялки». Суть его – в соединении двух-трех готовых фигурок, в результате чего получается новая фигурка или интересная композиция.

Когда дети уже уверенно владеют  навыками работы со схемами, предлагаю игру «Путаница». Ставлю задачу: расположить схемы в правильном порядке. Проверяем результат, складывая фигурку по предложенному детьми решению.

Иногда использую игру «Оригамская молчанка». На доске серия последовательных схем, по которым ребята сами, без моих комментариев складывают фигурку. Или усложняю задание – восстановить пропущенные схемы.

Еще один прием, который я использую, называется «Варианты».

Можно использовать один и тот же способ выполнения поделки на разных уровнях сложности – просто повторить образец, или с учетом изменений выполнить совершенно другой вариант ее изготовления (например, по-другому повернуть модули, получив, таким образом, более «гладкую поверхность»).

Эти вопросы подсказывают, как можно видоизменить предлагаемое задание, упростив или усложнив его в соответствии с возможностями детей:

- внести изменения в узор при составлении нового орнамента ковра-самолета;

- создать новый объект из заданных деталей;

- добавить какие-либо детали к предложенной композиции;

- предложить другие варианты оформления работы;

- выбрать другой способ отделки.

Например:

- Эту бабочку можно сделать объемной. Какие детали понадобятся для этого? Как изменятся крылья? Каким способом их прикрепить?

- Уши у собаки могут быть другими, например короткими или длинными, висячими. Догадайся, как это сделать? Каким способом их прикрепить?

Систематическое выполнение заданий различной степени сложности способствует повышению уровня творческой активности:

- придумать, как использовать остатки модулей;

- выполнить серию изделий для сказки или стихотворения;

- создать новый образ, предложенный в словесной форме;

- сделать изделие по собственному эскизу;

- выполнить то же изображение, но из других модулей.

Использую метод «Робинзона». Например: сложили тирольскую шляпу, предлагаю придумать различные способы (в том числе необычные и смешные), что можно сделать с этой шляпой. Обсуждение можно провести в виде соревнования или игры на выбывание.

Такие методы и приемы позволяют развивать художественное видение, творческие способности каждого ребенка.

Работая по проблеме развития творческих способностей детей, заметила, что один ребенок может сотворить шедевр, а у другого ничего не получается. От чего же зависит результат? Творческая работа во многом зависит от мотивации – хочется ли ребенку это делать, интересно ли ему это? А интересно ему станет только тогда, когда он будет видеть положительный результат своего труда. Это открывает простор для творчества, дает толчок к новым поискам. В результате такой деятельности дети создают интересные, жизнерадостные работы, подбирают добрые сюжеты для своих персонажей, используют яркие краски. В них нет места жестокости, агрессии, создается свой добрый, фантастический мир.

ТРИЗ-технология дает толчок развитию практической дидактики, созданию готового педагогического продукта при формировании интеллектуально-творческих способностей детей.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер