Направления конференции

Авторизация



Современные педагогические технологии как средство повышения качества обучения в детской школе искусств

Т.В. Такранова,

преподаватель отделения изобразительного искусства 

Зареченская детская школа искусств, с. Тоцкое Второе,

Оренбургская область

Обновление образования, развитие его в новых направлениях, требует от преподавателей детской школы искусств знания инновационных педагогических технологий и освоения новых форм и методов обучения.

Федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» направлены на выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте и ориентированы на формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Мы  считаем,   что  в   образовательном   процессе  детской школы искусств  должны быть использованы  обучающие технологии. Необходимо применять современные методы, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Ученый-педагог Ю.К. Бабанский выделил особую группу  методов  стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. На наш взгляд, данная технология применима к практике обучения живописи в детской школе искусств по предпрофессиональным программам, поскольку она согласуется с федеральными государственными требованиями в части реализации педагогического процесса.

Для этих целей нами учитываются и предусмотрены следующие методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • формирование готовности восприятия учебного материала (вступительные вопросы, вводные задания);
  • метод стимулирования занимательным содержанием (подбор образного, яркого занимательного учебного материала);
  • частично-поисковые (участие детей в решении задачи совместно с педагогом, самостоятельное уточнение на практике полученной информации);
  • исследовательские (ведется самостоятельная творческая работа с элементами метода научного познания; самостоятельное исследование свойств бумаги, красок, а так же  возможностей других материалов);
  • метод формирования ответственности и обязательности (опора на мотив чести, когда учащийся дорожит своим словом и стремится «держать свое слово»).

Повышение качества обучения в детской школе искусств связано с внедрением передовых технологий художественно-творческого развития учащихся и применением более эффективных методик преподавания адаптированных к современным условиям.

Из опыта работы с детьми по обучению их живописной грамоте, отмечается сложность данного процесса. Детям младшего школьного возраста не всегда удается находить гармоничное сочетание цветов в работе, передавать объемную форму предметов цветом, у них нет навыка нахождения сложных цветовых оттенков. Считаем, что детям, особенно первого года обучения в возрасте 8 – 9 лет, необходимо облегчить и сделать как можно более увлекательным период знакомства с живописной грамотой, красочными материалами, их изучения и предусмотреть для этого специальные задания, в том числе занимательные и игровые.

В первом классе предпрофессионального обучения по программе «Живопись»  предусматривается вариативная часть, где школа сама определяет предмет по выбору. Анализируя литературу, нас заинтересовали методики обучения живописи преподавателей других регионов и мы посчитали, что в данном случае целесообразно выбрать предмет цветоведение, применяя апробированную методическую систему художественных школ.

Начинаем  курс предмета «Живопись» с изучения качества цвета и тона в живой натуре. Этому способствуют комплексные практические занятия, подкрепленные постоянно углубляющимися теоретическими блоками на уроках по  цветоведению  (основа теории –12 – частный цветовой круг Иттена). Работа ведется в жанре натюрморта, затрагивает пейзаж и изображение фигуры человека. Дети развивают свои навыки, изучая в художественной практике натюрморта жизнь цвета в форме объектов изображения и в окружающем их пространстве.

Предпочитаем на занятиях по живописи использовать изначально акварель, так как нам необходимо учить детей работать безошибочно и вдумчиво, рассчитывая последующие этапы ведения работы. Кроме того акварель лучше подходит для кратковременных законченных заданий по живописи в 1 классе. Первые практические упражнения направлены на умение правильно работать с кистью – набирать в определенных пропорциях на кисть акварельную краску с водой, правильно держать кисть.  Учим детей разводить краски водой до нужной консистенции, смешивать их для получения вторичных и третичных оттенков. Объясняем, что этого можно достичь различными способами – смешением не более трех красок.  Всё это дает практический опыт учеников.

Учащиеся должны понять, как передать иллюзию объема предметов, что такое свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс. В 1-вом классе дети не имеют представления о том,  как выразить  объем, как  следует писать по форме предмета, да еще при этом соблюдать законы живописи. Поэтому на первом этапе обучения, соединяем, воедино разные приемы обучения. Это анализ конструктивной формы предмета на основе тактильных приемов, с использованием лепки из пластилина, это анализ формы на основе фотографического (3D) изображения нужного предмета, это прием разбора градаций светотени по отдельным плоскостям, применение ахроматической живописи, это прием «модульной сетки» в практической работе.

Вводим вспомогательные упражнения, направленные на упрощенную подачу сложного теоретического материала, такие как:

а) упражнения по поиску богатства цветовых оттенков в пределах одного цвета, родственной группы;

б) суждения о характере цветов и освоение технологии смешения цветов;

в) планомерная работа с цветовым кругом;

г)  работа над произведением «раскладкой»,  в зависимости от светотени;

д) использование модульной сетки, членение объемной формы на части;

е) «широкое» письмо, где к частному и деталям переходят лишь после общей организации в этюде световых и цветовых отношений;

ж) адаптированная  технология наложения красок, система мазков.

Составной частью учебного процесса является анализ выполненных работ учащихся, который проводится в форме просмотра, после выполнения каждого задания или темы.

Во втором классе программа по живописи рассматривает теоретические вопросы по цветоведению, закрепляющие сведения, полученные в первом классе. Продолжаем работу с цветовым кругом, знакомим с законом дополнительных и контрастных цветов. Углубляем понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи  - при помощи тона и цвета, понимание холодной и теплой гаммы, колорита. Изображая предметы во всей сложности цветовых нюансов, соблюдаем локальную окраску предметов, выявляя их объемную форму, и следим за постановкой предметов на плоскости. В  работе над такими заданиями воспитывается эмоциональное восприятие цвета и понимание его выразительного образного содержания.

Специфика организации обучения состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении детей в практическую деятельность с показом достижений учащихся (проведение выставок, мастер-классов, презентаций  и т. п.).

В программе обучения учащихся изобразительного отделения Зареченской детской школы искусств инициируются следующие формы проведения занятий: беседа; мастер-класс; диалог; совместный просмотр-обсуждение; ситуативная игра; коллективный проект; наблюдение; занятие-игра, размышление; творческая мастерская; решение проблемных ситуаций и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.

Применение современных педагогических технологий обеспечивает нам успешную активизацию познавательных и творческих способностей учащихся, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства,  а освоения новых форм и методов обучения в организации учебного процесса по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам предметной области «живопись», способствует повышению качества обучения живописной грамоте.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер