Направления конференции

Авторизация



Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики

А.Н. Гладышева,

педагог дополнительного образования

БОУДО «Центр детского творчества»,

г. Калачинска Омской области

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает поиск новых подходов к организации учебного процесса. Основная цель образования – развитие ребенка, становление человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной,  систематической внеклассной работы по русскому языку. Язык обогащает и развивает духовный мир ребенка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутье языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Мое обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности.

На базе Центра детского творчества г. Калачинска создано детское объединение «Юный журналист», в котором реализуется программа «Развитие речи посредством введения основ журналистики». Посещают объединение младшие школьники 1-х–4-х классов. Программа  позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Знание основ журналистики,  полиграфического  дела  способствует не только познанию  профессии,  но и является  прекрасным  подспорьем  для занятий  по  развитию  речи  младших школьников. Являясь одним из мотивирующих факторов,  введение основ  журналистики  способствует  реализации задач по развитию речи и решению главной задачи  воспитания – формированию  социально активной личности.

Целью программы является формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи  школьников во всех ее формах: устной и письменной, во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; навыков грамотной речи, как показателя общей культуры человека.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребенка, но и главное – на

создание продукта, имеющего значимость для других людей.    Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы.

Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые возможности для поддержки интереса школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Программа  целесообразна для адаптации детей в социум, способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи. Речевое развитие детей является одним из основных компонентов психологической основы усвоения знаний в школе. Поэтому просто необходимо привлекать учащихся к работе в объединении, посредством  которого они смогут не только пополнить свой словарный запас, но и значительно расширить кругозор. У детей появляется дополнительная возможность для практического применения знаний литературного русского языка не только в устной, но и в письменной речи. Это, в свою очередь, не может положительно не сказаться на успеваемости по русскому языку и литературе.

Уровень освоения дополнительной образовательной программы – общекультурный и специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение его информированности, освоение понятий и технологий в области журналистской деятельности.

Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий и применение знаний, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения (при выполнении разных видов журналистской деятельности).

Дополнительная образовательная программа «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики» по направленности освоения материала – вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий. Основной способ подачи содержания – комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с информационным материалом.

Развивая речь младших школьников посредством ведения основ журналистики, мы получаем следующий результат:

  • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной  деятельности;
  • умение моделировать  (представлять способ действия в виде схемы – модели,  выделяя все существенное и главное);

  • овладеть  типичными  для  профиля  видами  деятельности  (анализ  текста, написание  творческих  работ,  интервьюирование,  поиск  информации,  редактирование);
  • пользоваться  разнообразными  языковыми  средствами  в  сочинениях  публицистического  характера;
  • определять  стиль и тип  речи;
  • владеть навыками  диалогового  общения;
  • умение вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей). 

Итак, программа  реализуется на базе учреждения дополнительного образования и базовыми принципами ее реализации являются добровольность посещения, доступность, опора на психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста. 

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер