Направления конференции

Авторизация



Инновационный подход к организации занятий со школьниками по изучению основ черчения и инженерной графики

Л.А. Карамнова,

педагог дополнительного образования

МБОУДО «ЦДТ», г. Калачинск, Омская область

Современные технологии производства требуют наличия квалифицированных кадров. Немаловажную роль в профессиональной деятельности играет графическая грамотность специалиста. В рамках  дополнительного образования среди учащихся старших классов второй год реализуется программа «Изучение основ черчения и инженерной графики».

Учебная дисциплина формирует профессиональные компетенции проектирования конструктивных элементов. Базовые знания, приобретенные при изучении дисциплины,  необходимы для дальнейшего усвоения специальных дисциплин, выполнения курсовых и дипломных работ.

Инновационный подход  к организации деятельности со школьниками состоит в одновременном решении следующих задач:

  • дать учащимся понятия о способах изображения предметов в    прямоугольных  проекциях;
  • научить снимать размеры с плоских и объемных предметов несложной формы, выполнять их эскизы, чертежи и правильно наносить размеры;
  • ознакомить учащихся с основными правилами выполнения чертежей, условными обозначениями, со значением чертежей в современном производстве;
  • научить рациональным приемам работы с чертежными инструментами и принадлежностями;
  • воспитывать графическую культуру выполнения чертежных работ;
  • способствовать применению на занятиях по труду, математике и другим дисциплинам знаний и умений.

Для  формирования приемов и навыков составления проектно-технологической документации весь курс разбит:

- на начальную графическую подготовку, включающую изучение основных положений ЕСКД,  правил построения и выполнения графических изображений;

- основную,  позволяющую изучить основные положения  стандартов   и овладеть общим  курсом машиностроительного черчения с выполнением графических заданий;

- специальную, учитывающую особенности оформления чертежей данной специальности.

Содержание, организация и методы преподавания данного курса создают, определяют  и осуществляют  тесную связь обучения с жизнью; знания, умения и навыки преподносятся учащимся  на их уровне восприятия и усвоения и в той мере, в какой они могут быть использованы учащимися в дальнейшем. Изучение программного материала планируется с учетом дифференцированного подхода к учащимся, а также уровня их подготовленности на уроках математики, изобразительного искусства и других предметов. Четкая организация межпредметных связей: математика – черчение – трудовое обучение дает возможность эффективно развивать интеллектуальные возможности учащихся.  Последовательность обучения осуществляется по принципу постепенного усложнения объектов и повышения требований к качеству выполняемых работ.                При планировании занятий  предусматриваются различные методы изучения материала:

  • словесные методы – это устное изложение  учебного материала в форме лекции-беседы или объяснение, сопровождающее пояснения на доске, а также самостоятельную работу учащихся с учебным пособием;
  • наглядные методы – это демонстрация по ходу урока учебно-наглядных пособий в виде плакатов, учебных таблиц, моделей;
  • практические методы состоят в чтении и самостоятельном выполнении учащимися эскизов и чертежей, различных графических упражнений, способствующих прочному закреплению полученных знаний и выработке практических навыков. Учащиеся должны выполнить упражнения и практические работы обязательного минимума, предусмотренные программой.

В процессе изучения каждой темы программы предусматривается выполнение конкретных заданий для самостоятельной работы с использованием моделей технических деталей, изделий и индивидуальных карточек, содержащих несколько вариантов заданий. В качестве контроля проводятся графические работы. Для выполнения графических работ обучающийся должен иметь инерционную рейсшину или линейку 30-40 мм и треугольники 450, 600; готовальню; простые карандаши разной твердости (Т-Н, М-В, ТМ-НВ); ластик; чертежную бумагу форматов А3, А4. 

Программа рассчитана на 8 учебных часов  по 2 часа в неделю, содержит перечень объема обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для педагога и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.   Курс «Изучение основ черчения и инженерной графики» рассчитан на один месяц факультативного обучения и носит общеобразовательный характер.

Основная цель курса заключается в развитии графической культуры учащихся, формирования у них умения читать графические изображения предметов, выполнять несложные эскизы, технические рисунки и чертежи с использованием условных изображений, данная дисциплина заканчивается  дифференцированным зачетом.

Таким образом, занятие черчением помогает учащимся лучше усваивать и выполнять задания по программному материалу на уроках математики, способствует развитию у них пространственного мышления. Данный предмет наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, имеющее очень важное место в любом творческом процессе.  Практические навыки, полученные учащимися в рамках данного курса, выражаются в использовании общих приемов работы, таких как чтение чертежей, использование измерительных инструментов в процессе выполнения эскизов и чертежей.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер