Направления конференции

Авторизация



Формирование у обучающихся основ безопасного поведения на дороге

Т.В. Гизатуллина,

педагог дополнительного образования

БОУДО «ЦДТ»

г. Калачинск,  Омская область

На протяжении 10 лет я руковожу детским объединением «Юные знатоки правил дорожного движения», которое работает на базе Центра детского творчества и БОУ «Осокинская СОШ» Калачинского района Омской области.    Реализуемая мною  дополнительная общеобразовательная программа «Юные знатоки ПДД» создана на основе примерной программы автора Н.Ф. Виноградовой «Юные инспекторы дорожного движения» (Сборник программ внеурочной деятельности / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011)  в рамках введения ФГОС  НОО, реализуемой Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.

Актуальность выбора  данной программы определена следующими факторами: новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования,  необходимость снижения показателей детского травматизма и смертности на дорогах, профилактика дорожных правонарушений.

Отличительными особенностями программы являются:

1. Организация деятельности учащихся, направленной на достижение личностных, метапредметных, предметных и воспитательных результатов через выполнение заданий на изучение правил дорожного движения.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры, принцип деятельностного подхода и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

Программа реализуется по принципу систематичности и последовательности, предполагает нахождение логических связей между техническими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребенком на разных ступенях воспитания и обучения.

В программу включены практические занятия по переходу улицы, по составлению безопасного маршрута до школы и домой, запланированы экскурсии. В процессе ознакомления с правилами дорожного движения активно используются произведения художественной литературы: сказки С. Михалкова «Бездельник светофор», Н. Гинзбург «Колесо», рассказы Н. Носова «Автомобиль», Г. Юрмина «Любопытный мышонок», А. Дорохова «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум», Л. Гальперштейна «Трамвай и его семья», стихотворения Я. Пишумова «Машина моя», «Машины», «Песенка о правилах», «Пешеходный светофор», И. Лешкевич «Гололед», В. Кожевникова  «Светофор», О. Бедарева «Азбука безопасности».

Программа направлена на формирование у учащихся начальной школы представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем  пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей детей.

Основные принципы реализации программы: 

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т. д.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствий. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать и вырабатывать понимание опасности дорожной среды.

5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Комплексный подход в осуществлении профилактической работы позволяет мне охватить возрастной диапазон участников – от 1-го до выпускного класса. Ежегодно проводятся тематические беседы, информационно-профилактические акции («Внимание, дети!», «Маленький пассажир – большая ответственность», «Сохрани нашу жизнь» и др.) с участием сотрудников  МО МВД России «Калачинский», организуются  различные конкурсы.

Традиционно в сентябре мои воспитанники участвуют в городском  конкурсе  юных инспекторов движения «Безопасное колесо» среди учащихся общеобразовательных учреждений  г. Калачинска. Проведение этого мероприятия ежегодно осуществляет БОУДО «ЦДТ»  при поддержке  МО МВД России «Калачинский». Целью данного конкурса  является воспитание законопослушных участников дорожного движения, формирование здорового образа жизни и культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся. «Безопасное колесо»  – это многоэтапные  командные  соревнования, в которых выявляются знания отдельных участников, слаженность работы команды.

Творческий конкурс «Лучший рассказ по правилам дорожного движения» помогает сформировать у детей основы безопасного поведения на улицах и дорогах,  воспитать законопослушных участников дорожного движения.

Таким образом, комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками, имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер