Направления конференции

Авторизация



Развитие интеллекта и творческого потенциала учащихся

Г.В.  Пустыльникова,

методист

ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и

молодежи им. В.П. Поляничко»,

г. Оренбург, Оренбургская область

Согласно Концепции развития дополнительного образования детей  (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) одной из задач системы дополнительного  образования является «формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» [3].

В настоящее время развитие интеллекта и творческого потенциала человека является одним из наиболее актуальных направлений педагогических исследований, что связано с возрастающим спросом общества на социально активную, творческую, гармонично развитую личность, способную самостоятельно принимать решения и отвечать за их реализацию.

Под  интеллектом понимается совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека [1].

Каждый человек обладает индивидуальным интеллектом, позволяющим ему достигать определенных вершин. Процесс развития интеллекта занимает особую позицию в становлении индивидуальности личности. Как правило, человек, характеризующийся хорошим багажом знаний в разнообразных сферах, имеет преимущество перед другими людьми, что приводит к успеху в профессиональной деятельности.

Следует помнить, что лучший способ развивать мозг — это регулярно и комплексно нагружать его. Мозг будет работать интенсивнее тогда, когда он подвергается новизне. Чтобы проиллюстрировать это, попробуйте расписаться доминирующей рукой. Теперь попытайтесь расписаться не доминирующей рукой. Очевидно, что это немного сложнее, чем если бы вы использовали свою доминирующую руку. Таким образом, наш мозг получает гораздо лучшую тренировку, когда он подвержен новому, неожиданному чувственному опыту, и гораздо меньше активируется в обычной обстановке.
Необходимо помнить о множестве простых, но эффективных способах тренировки мозга. Следует отметить следующие:

 

1. Читать книги. Самый банальный, доступный и мощный способ развить интеллектуальные способности. Тот, кто много читает, не дает своему мозгу расслабиться. Кроме того, начитанные люди никогда не испытывают сложности в общении. Им всегда есть, что рассказать своему собеседнику.

2. Запись. Предположим, в вашей голове созрела гениальная идея. У вас есть два варианта: держать ее в голове и молча реализовывать, либо изложить ее на бумаге и реализовывать, регистрируя каждый шаг. Когда вы записываете, вы анализируете информацию глубже, вызывая более сложные мыслительные процессы в мозге. Как результат, ваш интеллект развивается.

3. Развивающие игры, которые требуют от нас огромной концентрации, планирования и расчетов. Широко известно высказывание великого Гете: «Шахматы – это пробный камень человеческого ума» [4]. Шахматы смело можно назвать универсальным тренажером для мозга, по эффективности им нет аналогов. Игра в шахматы развивает логику, память, характер, целеустремленность, способность к обучению, нестандартному мышлению учащихся.

4. Разрыв шаблона. Мы каждый день повторяем одни и те же действия: будь то путь на работу, поход в магазин и т. д., все это мы делаем по шаблону. В то же время, если шаблон изменить, чтобы получить разные виды, перспективы, это будет стимулировать ваш мозг.

5. Общение с людьми, которое не только развивает кругозор, избавляет от комплексов неполноценностиповышает самооценку и уверенность в себе, но и развивает интеллект. Для успешного развития интеллектуальных способностей нужно очень много общаться [2].

Общение с теми, кто превосходит нас по интеллекту, также является сильнодействующим средством развития интеллекта.

Отметим основные качества человеческого интеллекта:

  •  любопытство – стремление разносторонне познать то или иное явление;
  •  глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое – от случайного;
  •  гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
  •  логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений;
  •  доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов;
  •  критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение;
  •  широта мышления — способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных, видеть многовариантность в решении проблемы [6].

Таким образом, понятие интеллекта тесно связано с личностным развитием самого человека. Важно понимать, что наш разум не может существовать отдельно от нас. Необходимо регулярно «подпитывать» его свежими идеями, позволять делать смелые поступки, совершать открытия.

Сегодня нам также трудно представить жизнь ребенка  без творчества. Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. У каждого ребенка – огромные возможности развития. В современном обществе все более реальной становится задача всестороннего развития способностей. Ведь именно в процессе творческой деятельности ребенок их совершенствует.

В настоящее время развитие интеллектуально-творческого потенциала рассматривается  в ситуации повышенной востребованности интеллектуальной и творчески развитой личности.

Термин «творческий потенциал» представляет собой совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности. Следует отметить, что для определения творческого потенциала учащихся не хватает тех знаний, умений и навыков, которые уже приобретены. Необходима постоянная,   самостоятельная деятельность при решении новых типов задач, которые дадут возможность развиться полноценным творческим умениям.

В образовательном процессе применяются педагогические ситуации, направленные на развитие учащегося  в творческом русле. Следует решать задачи, которые будут  содействовать развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся:

  •  формирование положительной «Я-концепции», характеризующейся тремя аспектами:

- уверенность в доброжелательности социума;

- убежденность в полном овладении видами деятельности;

- чувство собственной значимости;

  •  формирование навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия;
  •  формирование потребностей в продуктивной, социально одобряемой творческой деятельности, закрепление и расширение ЗУН;
  •  формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения;
  •  развитие познавательных интересов учащихся [1].

Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию интеллектуально-творческого потенциала, дает возможность создать условия для формирования самосознания, самоопределения и самореализации ребенка в его успешной социализации сегодня и в будущем [5].

Таким образом, для развития интеллекта и творческого потенциала следует включать учащихся в творческую деятельность, развивать у них способность и желание узнавать новое, формировать умение комбинировать идеи.

Литература

1. Горбунова, Э. Э. Сущность и специфика развития интеллектуально-творческого потенциала школьников : [Электронный ресурс] / Э. Э. Горбунова, А. В. Минкин // Научная педагогика : Электронный научно-практический журнал. – Режим доступа : http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5401.

2. Егошина, С. Н. Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича / С. Н. Егошина // Молодой ученый. – 2015. – № 22.4. – С. 16 – 18.

3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р) : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html.

4. Солопанова, И. Ю. Взаимосвязь интеллекта и творческих способностей : [Электронный ресурс] / И. Ю. Солопанова // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых. – 2015. – № 4. – Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp?id=23658729.

5. Угольникова, Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования / Е. Н. Угольникова // Молодой ученый. – 2015. – № 22.3. – С. 22 – 24.

6. http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4740

 
Баннер
Баннер
Баннер