Направления конференции

Авторизация



Духовно-нравственное воспитание обучающихся в вокально-хоровом ансамбле Камертон»

Г.З. Романова

педагог дополнительного образования

МАУДО ЦДТ «Радуга», Гайский городской округ, Оренбургская область

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом РФ «Об образовании». В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности, формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России.

Помимо этих двух документов методологической основой воспитательной работы педагога является Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению:

– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

– Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

– Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

– Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

– Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Развитие личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовоспитания.  В отличие от взрослых у детей нет сложившейся системы ценностей. Основы формирования и развития базовой структуры личностных ценностей закладываются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Для того, чтобы воспитательная работа была продуктивной, она должна носить комплексный характер. Необходима интегративность всех составляющих духовно-нравственного развития личности.

В связи с этим, особую актуальность приобретает среда жизнеобитания ребенка. Дополнительное образование органично включает  в себя обучение  и учение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, социальную адаптацию и внутренний рост индивида, позволяет создать условия для разностороннего и полноценного воспитания каждого ребенка.

Мы считаем, что организационная культура творческого объединения  представляет собой социальное пространство полисубъектного взаимодействия внутри учреждения  дополнительного образования, с присущими только ей целями и ценностями, нормами поведения, определяющими условия жизнедеятельности субъектов на личностном и социальном уровнях.

Целью воспитательной работы вокально-хорового ансамбля «Камертон» является обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые сформировались на основе традиций и опыта жизнедеятельности общества, на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных этносом и культурой в течение тысячелетий.

Дополнительное музыкальное образование предоставляет обучающемуся не только возможность приобретения новых знаний и предметных умений, но и формирования позитивного отношения к базовым ценностям, а также опыта самостоятельной творческой деятельности. Деятельностный и универсальный характер музыкального искусства помогает детям осмыслить историческое прошлое нашей Родины, определить свое место в современном обществе, принять его ценности.

Это связано с тем, что в лучших музыкальных произведениях веками сохранялись нравственно-эстетические ценности, жизненные смыслы, нравственный, духовный опыт человечества. Поэтому музыка как культурное наследие человеческой цивилизации способна дать детям четкие нравственные ориентиры, незыблемые принципы, обогатить их духовный мир.

Вокальное воспитание – сложная, многогранная система, которая влияет на формирование творческой индивидуальности и может оказывать целенаправленное воздействие на личность обучающегося. Необходимо создание развивающей среды вокального обучения, которая предполагает наличие благоприятной нравственно-эстетической атмосферы, эстетики обстановки, благоприятного музыкально-эстетического окружения, воспитательных мероприятий по развитию у обучающихся способности к эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок.

Воспитывающая среда – это совокупность объектов действительности, обладающих воспитательным влиянием на личность. Один из путей интенсификации музыкального образования – насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т. п. 

Особую важность приобретает художественная ценность репертуара, который исполняют дети. Исполнение высокохудожественных произведений (классических, современных, народных) с хорошими поэтическими текстами развивает кругозор обучающихся, формирует эстетический вкус.

В работе вокально-хорового ансамбля «Камертон» используются разнообразные виды музыкальной деятельности, влияющие на духовно-нравственное развитие детей:

- восприятие музыки (слушание музыки) способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного;

- художественный анализ (вербальное объяснение смысла произведения, своих переживаний, рассуждения по поводу эмоционального восприятия);

- художественное творчество (сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку, рисование под музыку, вокальная импровизация);

- художественное исполнение (хоровое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах, игра на шумовых инструментах);

- музыкальные спектакли, праздники; 

- музыкально-обрядовые игры.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими духовно-нравственное развитие обучающихся вокально-хорового ансамбля «Камертон»,
являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

 
Баннер
Баннер
Баннер