Направления конференции

Авторизация



Звёздный час этикета, или Путешествие в Искроград

Н.Р. Хохленко

педагог дополнительного образования, 

МБУДО «Детско-юношеский центр»,

МО Ясненский городской округ

Оренбургская область

Цель: закрепить представления детей о правилах этикета.

Задачи:

1. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

2. Развивать коммуникативные умения для взаимодействия со сверстниками и взрослыми, организовать взаимодействие обучающихся между собой, включив каждого в совместную творческую деятельность;

3. Воспитывать уважение и доброжелательность к окружающим.

Оборудование: маршрутная карта, стенгазеты на тему «Этикет», презентация, мяч, плакат с солнцем, раздаточный материал: шары зеленого и красного цвета, карточки с пословицами, карточки с изображением цветов, технологические карты.

Эпиграф к занятию: «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек» (В.Сухомлинский).

Ход занятия

I. Организационный этап (Читаю собственное стихотворение)

Приглашаем в гости вас

В славный добрый Искроград!

Вы воскликните в ответ:

- Нет! На карте его нет!

- Как же нет? Вы оглянитесь,

Да получше приглядитесь.

В этом городе закон:

Уважай другого!

Процветает вежливость,

Этикет приветствуют.

Убедитесь лучше сами –

Жители ведь перед вами.

Звездный час для них настал!

Сегодня я приглашаю всех присутствующих совершить прогулку по вполне реальному городу, городу объединения «Искорки», городу, который создали ребята своими ежедневными поступками, знаниями и старанием. Но прежде, давайте познакомимся с жителями этого городка. Я приглашаю вас, ребята, встать в круг. Давайте поприветствуем друг друга так, чтобы наши гости узнали о нас чуть-чуть побольше. Пусть каждый поздоровается, назвав своё имя вместе с эпитетом – прилагательным, передавая по кругу мяч.    Начинаю с себя: я – любознательная Наталья Рафаиловна…

II. Подготовительный этап

1. Беседа (слайд №2)

- Что, по-вашему, означает быть культурным человеком? Вы себя такими можете назвать?

- Посмотрите на доску, какие буквы надо вписать, чтобы получилось слово, означающее «правила приличия, правила поведения»? Кто может дать определение этикета в стихотворной форме?

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов. 

И на них дает ответ

Этот самый этикет. 

(С. Усачев)

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Вот и настал, ребята, для вас «Звездный час» этикета, во время которого вам предстоит путешествие по городу, в котором приветствуют вежливых, воспитанных, культурных ребят. Но путешествие это будет необычным. На доске маршрутная карта с остановками, во время которых вам предстоит выполнить различные задания и проверить, насколько уверенно вы владеете этикетом, показать свои хорошие манеры, привычки. Помните о том, что в любом испытании необходимо поддерживать и помогать друг друга. Итак, в добрый путь!

III. Контрольный этап

Остановка «Вежливая»

- Ребята, значение французского слова «этикет» мы выяснили, а вот в русском языке есть замечательное слово «вежливость».  Кто помнит, от какого слова произошло слово «вежливость» и что оно означает?

- Какое важное русское слово заложено в понятии «вежливость». (Доброта) Все верно, ребята, ведь в основе всех правил этикета, вежливости лежит доброжелательность, доброе отношение к людям.

- Как мы называем грубого, невоспитанного человека (слайд № 3 – «невежа»). В старину такого человека называли «неотесанный» (слайд № 4).

Давайте, проверим, какие вы «вежи».

1. Блиц-опрос «Да-нет».

Я буду читать вам предложения, если вы с ними согласны, поднимаете зеленый шарик, а если нет – красный (шары прикреплены к стулу каждого ребенка). 

1. Если я поздоровался с утра с человеком, то при встрече с ним днем и вечером можно больше не здороваться (нет).

2.Вы с другом (подружкой)  вошли в кинозал, когда сеанс уже начался. Вы станете пробираться  в темноте к своим местам, указанным в билетах (нет).

3. Как вы считаете, очутившись в незнакомом доме, следует заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит? (нет).

4. Входя в здание или в комнату, надо сначала пропустить выходящих? (да). 

5. Я считаю, что во время спектакля  разговаривать, есть конфеты и мороженое можно (нет).

6. Отправляться в гардероб после концерта, если занавес еще не опустился, не принято (да).

7. Я считаю, что трогать руками музейные экспонаты  можно (нет).

8. Входя в помещение, мужчины снимают головные уборы (да).

9. В театре надо проходить к своему месту, повернувшись спиной к людям, которые уже сидят (нет).

10. Согласен ли ты с тем, что здороваться надо везде, куда бы вы ни пришли, даже в лифте и в магазине  (да).

11. Войдя в дом, мальчики сначала снимают куртку, а потом уже и шапку (нет).

12. На улице тебя останавливает прохожий, чтобы спросить, как пройти к магазину «Спорттовары». Ты очень торопишься и поэтому, молча пожав плечами, проходишь мимо? (нет)

13. Я считаю, что нет ничего дурного в том, что человек держит палец в носу или во рту, ковыряет в ушах в присутствии других людей: «Пускай, если ему так хочется»? (нет). 

2. Работа по подгруппам

Ребята, сейчас я предлагаю разделиться на две команды.  Каждая команда получает по два зашифрованных задания, ваша задача объяснить, что скрывается за той или иной датой, фразой, символом.

16 ноября – Международный День толерантности

21 ноября отмечается Всемирный День приветствий.

11 января – Международный День «спасибо».

Все эти  праздники очень важны для нашего общества, потому что лишний раз напоминают нам о том, что приветливость, доброжелательность, благодарность, уважение друг к другу – это то, без чего мирное сосуществование невозможно.

Остановка «Мудрая»

На столе разложены карточки с пословицами, ребята по очереди, после того как отгадают имя отвечающего, выходят и выполняют задание.

Имена зашифрованы (ребусы и загадки):

Этот подарок предназначается тому, у кого самое драгоценное имя (Алмаз) 

А теперь для девочки, которую больше всех на свете любит солнышко (Катя)

У следующей девочки имя, как у известной певицы, или той, кто любит долго нежиться в кровати (Соня)

Полное имя следующей девочки созвучно с нашей любимой ягодой. (Виктория)

Имя следующей девочки напоминает название танца (Полина)

Отгадав ребус, узнаете, кому предназначается этот приз?

____ А ___

стасия

Подберите рифму к имени Михаил и получите имя мальчика, занимающегося в нашем объединении, или в имени этого мальчика есть удвоенная Л (Кирилл).

Имя следующей девочки звучит как цветок (Лилия).

Что-то в этом имени напоминает о подарке (Дарья).

Самый энергичный мальчик нашего объединения (Гоша).

Самый вежливый и добрый мальчик в «Искорках» (Аман).

Этого мальчика зовут так же, как и автора стихотворения «Белая береза» (Сергей).

Задание: назвать  правило этикета, к которому относится пословица.         Привести по одному примеру, связанному с этим правилом.

1. Посади свинью за стол – она и ноги на стол.

2. Где слова привета – там улыбка для ответа.

3. Дареному коню в зубы не смотрят.

4. От вежливых  слов язык не отсохнет.

5. По одежде встречают – провожают по уму.

6. С поклону голова не заболит.

7. Дорог не подарок – дорого внимание.

8. Черствое сердце не знает благодарности.

9. Семеро одного не ждут.

Остановка «Культурная» (обсуждение ситуаций) 

Человека, не знающего правил поведения, можно сравнить с шофером, который в час «пик» выехал на оживленный городской перекресток, не зная правил дорожного движения. Представляете, к каким несчастьям это может привести?! Незнание правил культурного поведения столь же серьезно и опасно!

Я  предлагаю вам ситуации, в которых нужно найти и исправить этикетные ошибки (слайд № 5-19). После работы с презентацией задаю вопрос: Ребята, правил этикета очень много, но все они сводятся к одному главному принципу, назовите его.

­- «Уважай окружающих людей», «Относись к другому так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».  Все верно, если вы будете исходить из этого принципа, никогда не ошибетесь!

Есть еще одно замечательное высказывание В.Сухомлинского: «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек». (Обращаемся к эпиграфу)

Остановка «Цветочная»

Игра «Собери букет»

Представьте: наступило лето, вокруг много цветов… Возьмите 3 любые понравившиеся вам карточки с изображением цветов. Представьте, что эти листки бумаги превратились в живые цветы. Желающий собрать букет может «сорвать» три (количество называет педагог в зависимости от количества детей, присутствующих на занятии) цветка, которые ему особо нравятся (взять соответствующие карточки), но, срывая цветок (забирая листок), необходимо назвать самое хорошее качество того ученика, у которого взят цветок. Ребята по желанию выходят и собирают цветы. Последний букет собирает педагог, чтобы никто не обиделся. 

Остановка «Красноречивая»

Ребята, я сейчас прочитаю вам фрагмент рассказа  И.Пивоваровой про Катю с Манечкой, действие которого происходит в трамвае, после этого вы распределитесь на две команды, вам предстоит выполнить задания: ответить на вопросы. У каждой команды будет своё задание (слайд № 20)

Кате с Манечкой дядька не понравился. У него были маленькие глазки, большие резиновые сапоги, мятая фетровая шляпа на голове, и он грубо толкнул папу рюкзаком,  да еще и обругал.

Катя с Манечкой очень рассердились на этого дядьку, и… Маня сказала:

- Хорошо бы злая собака его укусила!

- И на клочки бы разорвала! – сказала Катя.

Но папа сердито покачал головой и сказал:

- Это очень плохо! Нельзя так говорить о людях!.. Что было бы хорошего, если бы все друг друга толкали и ругали?..

Послушайте вопросы, на которые вам предстоит ответить:

1. Как вы считаете, кто прав, папа или девочки? Аргументируйте свой ответ.

2. Чем всё могло бы закончиться, если бы папа в ответ на грубость пассажира ответил грубостью?

3.«…  В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и мысли, и поступки…  » - говорил великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Кого из героев рассказа можно назвать красивым человеком, в чем его красота?

4. Что можно  было сделать в данной ситуации, чтобы ни у кого не испортилось настроение после поездки?

Проверьте, у каждой команды есть технологические карты? (команда 1 – задание № 1, 2; команда 2 – задание № 3, № 4). Посовещайтесь и подготовьте полные красноречивые ответы. Даю несколько минут для обсуждения.

Остановка «Покажи, как…»

Ребята расходятся по парам и получают задания, ответы на которые нужно продемонстрировать. 

- Подарить и принять подарок.

- Выработать красивую осанку.

- Поздороваться левше.

- Выбрать подарок, который подойдет любому.

- Познакомить родителей со своими друзьями.

- Выйти из автобуса с девочкой.

- Пройти к своему месту в кинозале.

- Как мальчику помочь надеть куртку девочке.

Остановка «Правила Искрограда»

На этой остановке нам следует выбрать из предложенного свода законов (а точнее, норм и правил поведения, довольно разнообразных и противоречивых) именно те, которым должны следовать граждане нашего города. Разделимся на две подгруппы, каждой будет предложено по 6 высказываний. Посовещавшись в команде, нужно будет выбрать те высказывания, которым, как вы считаете необходимо следовать, и прикрепить эти заповеди на доску возле солнца.

- Работа – не волк, в лес не убежит.

- Добро всегда добром возвращается, а зло наказанием.

- Своя рубашка ближе к телу.

- Ничто не ценится так дорого, как доброе и вежливое слово.

- Спасибо в карман не положишь.

- Встал утром, привёл себя в порядок – приведи в порядок свою планету.

- Человек человеку волк.

- На добрый привет – добрый ответ.

- Выбирай друга по толщине кошелка.

- Моя хата с краю.

- Сперва подумай, потом скажи.

- Относись к другому так,  как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Все вместе, сообща, мы выбрали некоторые правила, которых должен придерживаться каждый культурный гражданин. И засияло над нами солнце.

IV. Итоговый этап

Ребята, наше путешествие подошло к концу. А давайте посмотрим, сделало ли оно нас в чем-то похожими друг на друга?! Давайте встанем в круг.

Игра «Чем мы похожи?»

Я буду говорить фразы-утверждения, те, к кому они подходят, выходят в круг, а кому нет – остаются на месте.

- Мне сегодня было интересно;

- Я сегодня был активным на занятии;

- Мне нравится быть вежливым;

- Мне сегодня было легко и комфортно общаться в объединении;

- Я нашел в объединении «Искорки» новых друзей;

- Я достойный житель Искрограда!

- Я считаю, что правила этикета помогают мне в жизни;

- Мне сегодня было приятно чувствовать себя вежливым человеком!

Ребята, нам сегодня было легко и радостно  общаться, а это значит, что для каждого из нас состоялся звёздный час общения, звездный час этикета. Я желаю, чтобы  этикет был вашим ежедневным помощником, вашим другом, а общение – комфортным и доброжелательным! На память о нашем занятии я хочу вручить вам буклеты «Притчи на все случаи жизни».

 
Баннер
Баннер
Баннер