Направления конференции

Авторизация



Развитие творческих способностей обучающихся средствами оригами

Н. В. Кожевникова,

педагог дополнительного образования,

БОУДО «ЦДТ», г. Калачинск, Омская область

В образовательном процессе формирование творческих способностей –  это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка –  это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности. Одним из средств активизации творческого потенциала личности в  учреждении дополнительного образования является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Занятия оригами полностью соответствуют требованиям современной школы, так как они являются личностно – ориентированными и обеспечивают дифференцированный подход к обучающимся. В процессе занятий каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей.

Оригами – это древнейшее искусство, получившее широкое распространение во всем мире. Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Появились новые направления оригами и области их применения. Это искусство – один из самых доступных способов работы с бумагой. Манипуляции с обыкновенным листом бумаги, позволяющие выполнять огромное число фигурок – от элементарных складных конвертов до сложных композиций – вызывает постоянный интерес у детей различного возраста.

Желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой обучающимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат. Кроме этого, на занятиях воспитанники постигают свойства и структуру бумаги, палитру цветовых гамм, комбинируют различные формы. На достигнутом не останавливаются, постоянно в поиске нового познавательного интереса.

Занятия оригами повышают уровень творческого мышления, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

Доброжелательная атмосфера на занятиях в детском объединении «Оригами» способствует развитию у обучающихся пространственного и образного мышления; мелкой моторики рук и глазомера. Использование наглядного материала, технических средств обучения, схем-чертежей последовательности складывания моделей,  демонстрация педагогом поэтапного складывания модели, выполнение заданий по образцам в сочетании с самостоятельным изготовлением изделий, индивидуальная, коллективная, групповая работа ребят на занятиях, используется личностно ориентированное обучение, игровые технологии, ТРИЗ, проблемное обучение – вот основные  методы, приемы и средства обучения. На занятиях  обучающиеся учатся сравнивать, обобщать, анализировать, творчески мыслить, воображать, фантазировать.

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур.  

Однообразие убивает желание к обучению, поэтому вся наша деятельность носит творческий характер. Внедряются новые направления – это бумажная филигрань в технике квилинга. Ребята видят положительные результаты своего труда. Это открывает простор для творческой деятельности, дает толчок к новым поискам, творческим результатам, самостоятельности.

Оригами благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности школьников – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. Общность творческих и образовательных интересов обучающихся, их родителей, педагогов способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.      

Закрепление интереса к занятиям оригами способствует  результативное участие в выставках различных уровней: муниципального, регионального, всероссийского, конкурсах, олимпиадах, научно практических конференциях.

Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей обучающихся.

 
Баннер
Баннер
Баннер