Направления конференции

Авторизация



Литературно-музыкальная композиция «Я ушла из школы в блиндажи сырые…», основанная на реальных событиях из жизни ветерана ВОв Мироновой Надежды Алексеевны

Т. А. Говорушенко


педагог дополнительного образования, руководитель театрального объединения «PRO-Театр»

МБУДО «Детско-юношеский центр», МО Ясненский городской округ,

г. Ясный, Оренбургская область

Задачи:

  1. Утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям.
  1. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.  
  1. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.  

Рассчитан на аудиторию 6+.

Участники, реализующие сценарий: педагоги дополнительного образования Детско-юношеского центра и его обучающиеся.

Действующие лица:

- Надя (девушка, играющая ветерана в юности);
- Сергей, ее муж;
- ведущая;
- музейный работник;
- школьники: Женя и Лиза;
- выпускники – 8 человек (двое из них – парень и девушка – вокалисты);
- фотограф;
- провожающие – 5 чел.;
- ветеран ВОВ Миронова Н.А.

Музыкальное и художественное оформление:
- композиция  «Рио-Рита»( муз. Энрике Сантеухини);
-
фонограмма «Довоенный вальс» (муз. П. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе);
- голос Ю. Левитана в записи (объявление войны);
-
фонограмма песни (оригинал) «Вставай, страна огромная»! (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача);
- фонограмма
песни (минус) «22 июня» (муз. Е. Петербургского, сл. А. Харитонова);
- музыка «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир» (муз. А. Новикова);
- фонограмма песни (минус)
«Огонек» (автор музыки неизв., сл. М. Исаковского);
- фонограмма (минус) песни «А закаты алые» (муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник);
- фонограмма песни (минус) «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского);
- фонограмма
песни (минус) «Щербатый месяц» из сериала «А зори здесь тихие» (авт. муз. Д. Симоненко);
- фонограмма
песни (минус) «Синий платочек» (муз. Е. Петербургского, сл. Я. Галицкого).
- Голос Ю. Левитана (в записи) «Окончание войны»;
- фонограмма песни (минус)  «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова);
-  фонограмма песни (оригинал) «Майский вальс» (муз. И. Лученка, сл.М. Ясеня);
-
фонограмма песни (оригинал) «Служить России» (муз. Э. Ханка, сл. И. Резника);
- фонограмма песни (оригинал) «Нельзя забыть весенний этот день» (муз. А. Артюмова, сл. В. Семернина);
- шум поездов;
- шум толпы, вокзала;
- проекция вагонного окна;
- проекция летящих немецких самолетов, бомбежки;
- позывные радио;
- луч;
- свет.

Звучит легкая музыка. С одной стороны сцены имитация музея (стол со скатертью, заваленный книгами, альбомами. На столе стоит старинная лампа).  Музейный работник занимается с документами, фото раскладывает, увлечена работой.

С другой стороны сцены появляются дети (как бы заглядывая в дверь).

Женя. Лиза, смотри, наш музей  еще открыт. Да и Людмила Григорьевна чем-то очень увлечена.

Лиза. А давай зайдем. Мама сказала, что там очень интересно.

Женя. Конечно, зайдем.

Дети заходят в музей.

Женя и Лиза. Здравствуйте! 

Людмила Григорьевна (отвлекаясь от работы). А-а, ребятки! Здравствуйте! Проходите!

Женя. А что это у вас сегодня так необычно? Столько плакатов, книг.

Лиза. Вы гостей ждете?

Л.Г. Да,  жду семиклассников на экскурсию, посвященную Дню Победы над фашизмом. Но они придут еще не скоро. А вы, ребятки, не стесняйтесь, рассаживайтесь.

Лиза. Людмила Григорьевна! А что это у вас за альбом? Здесь военные фотографии хранятся, да? 

Л.Г. Да. И военные, и послевоенные. Вырезала из газет разные статьи о событиях тех лет. Вот некоторые плакаты сохранились.

Женя (глядя на фото в другом альбоме). Ух, ты! Сколько медалей! Орденов! Это воины? (Лиза тоже заглядывает в альбом к Жене).

Л.Г. Воины, воины-победители, ветераны Великой Отечественной войны нашего города и района.

Лиза (показывая на фото и читая). Надежда Алексеевна Миронова. (Поднимая голову). Эта женщина тоже боролась с врагом?

Л.Г. Да, Лизонька, много пришлось повидать тогда еще совсем юной Надюше…

Женя. А Вы можете нам рассказать о ней?

Л.Г. (немного помолчав). Это непростая судьба простой девушки, тяжелый путь  с величайшими тяготами и испытаниями… Пойдемте, я вам сейчас все расскажу.

Звучит музыка фоном.  Гаснет свет  (все быстро убирается со сцены. Людмила Григорьевна и дети уходят).

По сцене бегает луч.

Ведущая на фоне музыки читает строки из стихотворения «Память» В.Фирсова.

Пусть многим нынче 

Гром войны неведом, 

Да не иссякнет 

Памяти река! 

Забыть войну – 

Предать салют Победы, 

Чей отсвет должен 

Пережить века! 

Поддерживают небо обелиски 

И всякий раз 

Напоминают мне: 

Забыть войну – 

Предать родных и близких, 

Предать живых 

И павших на войне. 

Забыть войну – 

Предать отцов и дедов. 

Что отстояли мир и тишину. 

Забыть – 

Предать грядущий день Победы 

В тот день, 

Когда навяжут нам войну!.. (уходит).

Звучит композиция  «Рио-Рита» (муз. Энрике Сантеухини).  Включается свет. На площадке появляется  молодежь, болтают, веселятся, танцуют.  Прогуливаются парочки.

На фоне этой картины голос музейного работника Людмилы Григорьевны.

Родилась Надежда в Башкирии, там же окончила школу-семилетку. До 19 лет жила с родителями в деревеньке Булановка. Жили дружно, Надя как старшая дочь во всем была примером для сестры и братьев. В 19 лет вышла замуж за Сергея – парня из соседней станции Аксаково. Так они и жили, не тужили до 1941 года.

Юноши и девушки – выпускники:

- Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь! Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.

- Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.

- Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.

- Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика.

- А я вот хочу летчиком быть, испытателем.
- А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время военные профессии?

- А я – врачом, я мечтаю людей лечить…

Звучит фонограмма песни «Довоенный вальс» (муз. П. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе). Выпускники образуют пары,  кружатся в вальсе. Появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают к нему, становятся для фотографирования.

Фотограф. Внимание! Снимаю!

Выпускник. Исторический момент, запомните 21 июня 1941года, наш класс.

Смеясь и кружась под мелодию вальса, уходят за кулисы.

Одна из парочек – Надя и ее муж Сергей – прогуливаясь, наблюдают за ними.

Сережа. Надюш, так смешно за ними наблюдать!

Надя. Когда-то мы тоже учились в школе. Это были лучшие годы. А сейчас – только представь, через 5 лет из этого класса выйдут: 5 врачей, 6 учителей, 7 инженеров, 3 артиста, 2 журналиста.

Мелодия внезапно обрывается, звучит голос Левитана (объявление войны). Все замерли на своих местах. Объявление войны!

Голос за кадром (читает в полной тишине).

В свой полный цвет входило лето, 
Земля ломилась, всем полна... 
Отцов и прадедов примета, –
Как будто справдилась она; 
Гром грянул – началась война... (А. Твардовский)

Звучит 1 куплет и припев песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В.  Лебедева-Кумача). На сцену выходят выпускники в гимнастерках. Выстраиваются клином, поют припев песни.

Выпускник (вокалист) исполняет 1 куплет песни «22 июня» (муз. Е. Петербургского, сл. А. Харитонова).

Далее фоном звучит музыка «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир» (муз. А. Новикова).

На передний край сцены выходят Сережа и Надя.

Надя. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Сережа. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Надя. Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Сережа. Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь!», Родина…

Надя. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Сережа. Просто был выбор у каждого – я или Родина.

(Р. Рождественский)

Людмила Григорьевна (голос в записи). В первый день войны им было по 17, 18, 19. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100. Вот она, война! В тот год Надя проводила на фронт своего мужа.

Исполняется 2 куплета песни «Огонек» (авт. муз. неизв., сл. М. Исаковского).

Девчонки провожают парней и расходятся в противоположные кулисы. В центре остается пара Сергей и Надя. Взявшись  за руки, смотрят друг на друга какое-то время, и парень уходит. Потом девушка.

Гаснет свет. Солистку выделить лучом.

Исполняется песня «А закаты алые» (муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник).  

Проекция вокзала на задник сцены. На фоне диалога звучит шум поездов, Надя и другие девочки прощаются с родными, друзьями.

Лиза (голос в записи). А что стало с Надей?

Людмила Григорьевна (голос в записи). Выучившись на стрелочницу, в 1943 году в составе военно-эксплуатационного отделения № 25 отправилась с Куйбышевской железной дороги на фронт.

Надя и девочки выходят вперед, провожающие уходят со сцены.

Надя (читает стихотворение Ю. Друниной) 
Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

Свет приглушен. Проекция летящих немецких самолетов. Вой разрывающихся снарядов, бомбежка. Девчонки ложатся, прикрывая голову руками. Замирают.

Лиза (дрожащий голос в записи). Им было  страшно?

Л.Г. (голос в записи). Очень, но чтобы справиться с этим жутким страхом, они пели. Пели громко, весело, пели назло и вопреки!

Свет. Девчонки поднимаются и поют.

Исполняется песня «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского).

Свет приглушен. Звук несущегося поезда. Проекция вагонного окна. Девчонки стоят, смотрят в окно.  Молчат.

Женя (голос в записи). И с каждым днем поезд мчал все дальше от родных мест?

Л.Г. (голос в записи). Верно, мой друг. Сначала Молдавия: Бендеры, Окницы, Бельцы… потом Румыния, Венгрия… Враг был беспощаден, бомбежки продолжались одна за другой.

Девчонки  выстраиваются в одну линию.


Голос ведущей за кадром (стихотворение Ю. Друниной):

Я столько раз видала рукопашный, 
Раз – наяву. И тысячу – во сне. 
Кто говорит, что на войне не страшно, 
Тот ничего не знает о войне.

Звучит музыка фоном. Девушку, выходящую вперед, выделить лучом.

Девушка 1(выходит впе­ред). Никому не поверю, если ска­жет, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, еще 5–10 минут и атака, тебя начинает трясти... Я тащила младшего сержанта. Тащу и вижу: черный та­кой снег. Я поняла, что это глу­бокая воронка, – то, что мне на­до. Спускаюсь в эту воронку, а там кто-то живой... и скрежет ка­кого-то металла... Поворачива­юсь, а фашист раненый, в ноги раненый, лежит и на меня авто­мат наставил. И вот мы втроем в одной ворон­ке: наш раненый, я и этот немец. Воронка маленькая, ноги у нас вместе. У немца огромные такие глаза, смотрят, душу прожига­ют... Наш раненый не поймет в чем дело, за пистолет хватается, а тот ничего не делает, только на меня смотрит. Перевязываю сво­его раненого, а немец лежит в крови, истекает кровью, одна нога у него перебита совсем. Еще немного, и он умрет. И я, окон­чив перевязывать нашего ране­ного, разрываю ему, этому нем­цу, одежду, перевязываю ему ра­ну и накладываю жгут и дальше перевязываю нашего. Немец го­ворит: «Гут, гут... Данке». Его си­лы покидают... Я перевязала на­шего раненого, а потом думаю, что скоро приедет повозка, надо вытащить их обоих. Вытащила, погрузила на линейку и повезла в госпиталь. (Занимает свое место в строю.)

Надя (выходит вперед). Немцы обстреливали узловую станцию. Пробьет гимнастерку пулей или осколком, но не ранит. Однажды мне, как старшей стрелочнице, нужно было принять на станцию поезд с одной стороны и тут же отправить второй поезд с другой. Но тут произошло непредвиденное – когда был дан разрешающий движение поездов знак, я с ужасом увидела, что составы идут навстречу друг другу – лобового столкновения было не избежать. Спасало то, что поезда еще не набрали скорость и двигались медленно. Помощник мой подоспел, вместе предотвратили аварию. В противном случае это могло быть расценено как умышленное преступление против страны, что грозило расстрелом. Уже потом, когда стали выяснять причины происшествия, обнаружили, что кто-то перевел железнодорожную стрелку. Как мне тогда страшно было, но Бог миловал (занимает место в строю).

Девушка 2 (выходит впе­ред). Вот какой случай был со мной. Наш эшелон остано­вился: ремонтировали рельсы. Сидим мы с одной медсестрой, а рядом двое наших солдат варят кашу. И откуда-то два пленных немца, стали просить есть. А у нас был хлеб. Мы взяли булку хлеба, разделили и дали им.

Те солдаты, которые варили кашу, слышу, го­ворят:

– Смотри, сколько врачи дали хлеба нашему врагу! – разве они знают настоя­щую войну...

Через какое-то время другие пленные подошли, уже к тем солдатам, которые варят кашу. И тот солдат, который нас не­давно осуждал, говорит одному немцу:

– Что, жрать захотел?

А тот стоит и ждет. Другой наш солдат передает буханку хлеба своему товарищу:

– Ладно, отрежь ему.

Тот отрезал по куску хлеба. Немцы взяли хлеб и стоят; видят, что каша варится.

– Ну, ладно, – говорит один солдат, – дай им каши.

– Да она не готова еще.

– Вы слышали?

И немцы, как будто тоже знают язык, стоят. Солдаты заправили кашу салом и дали им в консерв­ные банки. Вот вам душа русского солдата...

Занимает свое место в строю.

Девушка 3 (выходит впе­ред). Помню, как раненые ели ложками соль... Как в строю назы­вают фамилии, боец выходит и падает вместе с винтовкой от сла­бости. Народ нам помогал. Целая армия в лесу, но без них мы бы погибли, они же сеяли, пахали, что­бы себя и детей кормить, чтобы нас кормить, одевать всю войну. Пахали ночью, пока не стреляют... У нас было оружие, чтобы защи­щаться. А они? За то, что буханку хлеба дал партизану,– расстрел; я переночевала и ушла, а если кто донесет, что я в этой хате ночева­ла, – им всем расстрел. А там женщина одна, без мужика, а с ней трое маленьких детей. Она не прогоняла, когда придем. И печку вытопит, и обстирает нас... Она нам последнее отдаст. Мы едим, а дети сидят, плачут, голодные... Что бы мы без них сделали в вой­ну? Без этих женщин, которые вырастили детей без мужей, кото­рые отдавали последнее, веря в нашу победу.

Занимает свое место в строю.

Все девушки замирают.

Л.Г. (голос в записи). Великая тяжесть легла на хрупкие женские плечи. За годы войны в различных родах войск служили 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Девушки уходят со сцены.

Л.Г. А когда стихали бои, закрывали девчонки глаза на миг, и снилась им мама.

Гаснет свет. Солистку выделить лучом.

Исполняется песня «А зори здесь тихие» (муз. Д. Симоненко).  

Свет. Звучит мелодия фоном. Выходит ведущая.

Ведущая. Можно ли было победить народ, женщина которо­го в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего ране­ного, и чужого раненого солдата? Можно ли было победить народ, солдат которого, несмотря на не­нависть к своему врагу, делится с ним куском хлеба? Нет, тысячу раз нет.

Восемнадцать было вам в то лето, 
Первым чувством сердце расцвело. 
Грянула война и на полсвета 
Распростерла черное крыло. 
Что тогда вы, милые, умели? 
Знали лишь одно – пришли враги. 
Не в театр надели вы шинели, 
Не на бал обули сапоги.

(А. Ванеев)

Проекция вагонного окна, шум поезда. Девушки, прижавшись друг к другу, читают письма, кто-то пишет, кто-то спит.

Женя (голос в записи). А Сергей писал Наде?

Л.Г.(голос в записи). К сожалению, от него не было никаких известий.

Надя читает под мелодию песни «Синий платочек»
(муз. Е. Петербургского, сл. Я.Галицкого).

Где он, юный, синеглазый, милый – 
Та любовь, та первая весна? 
Сколько их, таких, безумной силой 
Растоптала и сожгла война! 
Вы глаза одним закрыли сами, 
Не простясь, оплакали других. 
Письма с полевыми адресами 
И сегодня ждете вы от них...  (А. Ванеев)

Прижав письмо-треугольник к груди, склоняет голову.

Лиза (голос в записи). А куда Надя ехала на этот раз?

Л.Г. В начале 1945 года в составе все того же эшелона Надежда приехала в чешский город Брно.

ФОНОМ шум вокзала, толпы.

Ей предстояло работать на большой станции, к которой примыкали четыре железнодорожных направления. Здесь она встретила весть о Победе.

Позывные радио.

- Тихо, девочки, что-то важное передавать будут.

Голос Левитана «Окончание войны». Сразу после включается минусовка  «День Победы» (муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова).

На ее фоне девушки радуются, обнимаются.
- Ура!

- Победа! (убегают).

Надя.
Нет, это не заслуга, а удача
 

Стать девушке солдатом на войне. 

Когда б сложилась жизнь моя иначе, 

Как в День Победы стыдно было б мне... 

С восторгом нас, девчонок, не встречали,

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии – потом...

(Ю.Друнина)

Надя уходит.

Танцевальная зарисовка «Салют Победы» в исполнении х/о «Ритм».

Звучит фонограмма песни «Майский вальс» (муз. А. Пахмутовой, сл. Е. Долматовского).

Танцоры уходят, появляются все участники с шарами, транспарантами, цветами. Девчонки встречают парней с фронта.

Ведущая. Пришла весна – Россия ликовала,

Цветущий май известия благие нес!!!

Солдат цветами улица встречала,

Домой улыбки, счастье поезд вез….

Мы победили, но цена ужасна,

В полях, где ветер бьет и сыплет град,

Под пулей иль бомбежкою фугасной,

Легло так много молодых ребят….

(выстраиваются полукругом, взявшись за руки).

Их имена не стерты в наших душах!!!

Мы не забудем жертвы их вовек!!!

Когда играет гимн – ты слушай!!

Гордись своей страною – человек!!!

Звучит музыка. Выходят Людмила Григорьевна и дети.

Женя. Людмила Григорьевна, а Надя увидела своих родных?

Л.Г. Трудно передать словами, как ждал Надюшу ее отец на станции Аксаково. Как встречали ее всем селом. Побыв некоторое время дома, Надя уехала в Абдулино и выучилась на крановщика мостового крана.

Женя. Ого!

Л.Г. Да, работа спорилась, вышла замуж, стала мамой троих детишек. А в 1974 году Надя переехала в  Ясный. С тех пор ветеран и живет в нашем городе.

Ведущая. А недавно Надежду Алексеевну пригласили на парад в Москву. Как воспоминание о пережитой войне сверкают на груди медали, юбилейные награды.

Лиза. А можно нам посмотреть на Надю?

Женя. На бабу Надю?

Людмила Григорьевна. Надя, баба Надя, Надежда Алексеевна Миронова – ветеран Великой Отечественной войны, светлый и открытый человек, сильная русская женщина. Сегодня Надежда Алексеевна на этой сцене.

На сцену под фонограмму песни «Служить России» (муз. И. Резника, сл. Э. Ханок) поднимается ветеран ВОВ Н.А. Миронова.

Аплодируют ветерану.

Ведущая.

Я знаю, будет так, и непременно будет.

Когда на сцену выйдет в орденах старик, -

Последний на планете фронтовик.

И он уйдет, свидетель битвы грозной,

С букетом роз и маков полевых.

Запоминайте их, пока не поздно,

Пока они живут среди живых.

Женя и Лиза вручают цветы Н.А. Мироновой, поздравления.  Под аплодисменты кадеты провожают ветерана в зал.

Звучит песня «Нельзя забыть весенний этот день» (муз. А. Артюмова, сл. В. Семернина). Из противоположных кулис по диагонали выносят флаги республик, входивших в состав СССР.

Ведущая. Путь к победе в Великой Отечественной войне пролегал через ожесточенные сражения, величайшие тяготы и испытания. Каждый шаг на этом пути, каждые из 1418 военных дней – беспримерный подвиг миллионов людей на фронте и в тылу во имя спасения нашей многонациональной Родины.

Финальная танцевальная зарисовка – х/о «Ритм».

В конце зарисовки дети из красной материи делают звезду и Вечный огонь. Замирают.

Занавес закрывается.

Литература.
1. Ванеев, А. Стихотворение «Женщины с военными медалями» : [Электронный ресурс] / А. Ванеев. – Режим доступа: http://stranakids.ru/zhenshchiny-na-fronte-stihi/3/
- А. Твардовский, стихотворение «Отцов и прадедов примета… »
;

- Р. Рождественский. Реквием «Вечная слава героям» (http://rupoem.ru);

 
Баннер
Баннер
Баннер