Авторизация
Проектирование воспитательных программ в условиях реализации Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года |
методические рекомендации
А.Н. Моисеева доцент кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО РГБОУВПО «Оренбургский государственный педагогический институт», к.п.н., г. Оренбург Т.И. Вороньжева методист, ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко», г. Оренбург, Оренбургская область, заслуженный учитель школы Российской Федерации,
Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии. Цель методических рекомендаций: приведение программ воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты в соответствие со Стратегией развития воспитания в РФ. Стратегия развития воспитания призвана определить приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. В соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ приоритетами государственной политики в области воспитания являются: - создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; - формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; - поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; - поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей; - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения; - обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания; - формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; - развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России. Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности. Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятель-ностного подхода к социальной ситуации развития ребенка. В содержание воспитательных программ необходимо включить мероприятия, предусмотренные утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации Планом мероприятий по реализации в 2016 – 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (от 12 марта
Мероприятия по реализации Стратегии развития воспитания в РФ:
- на гражданское воспитание; - на патриотическое воспитание; - на духовно-нравственное воспитание; - на физическое воспитание; - на трудовое воспитание; - на экологическое воспитание; - на приобщение детей к культурному наследию.
Таблица 1 Направления развития воспитания (Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года)
В связи с реализацией Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года образовательным учреждениям для организации воспитательного процесса потребуется:
Развитие воспитания в системе образования предполагает обновление воспитательных программ с учетом современной ситуации развития детства, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. На этапе начального общего образования реализуется программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. На этапе основного общего образования организация воспитательного процесса осуществляется по программе воспитания и социализации обучающихся.
Рекомендации для РМО/ШМО классных руководителей Деятельность классного коллектива определяется Уставом школы, воспитательной программой образовательного учреждения, общешкольным планом воспитательной работы на учебный год и т.д. Содержание деятельности классного руководителя в современном образовательном процессе: - проектирование и реализация воспитательной системы школы (проектирование и осуществление воспитательных мероприятий общешкольного и классного характера с учетом запроса обучающихся, родителей, общественности, существующей модели воспитательной системы школы); - личностное развитие обучающихся (ведение классного блога: «Новости», «Летопись класса», «Доска почета», «Наши достижения», «Книга размышлений», «Творчество учеников», «Сетевые проекты», «Олимпиадные задания», «Конкурсы», «Наши исследования» и др.); - сопровождение процесса учения обучающихся (поддержка академических достижений обучающихся; выявление персональных трудностей в обучении и помощь в их устранении; содействие в развитии индивидуальных способностей детей; создание траекторий индивидуального развития обучающихся; ориентация на успех в образовательной деятельности; обеспечение связи обучения и профессионального самоопределения обучающихся); - планирование и поиск эффективных форм работы с классом (использование ИКТ-технологий в организации совместной коллективной деятельности обучающихся в режиме on-lain («здесь и сейчас») с использование индивидуальных цифровых ресурсов обучающихся, реализация сетевых проектов). Муниципальное методическое объединение классных руководителей обладает мощным арсеналом активных и деятельностных форм, среди которых: - традиционные (мастер-классы, круглые столы, творческие лаборатории); - организация работы муниципального методического объединения в форме сетевой модели, которая обеспечит открытость методического (образовательного) пространства муниципалитета; - создание индивидуальных методических портфолио, отражающих достижения классных руководителей в области воспитания подрастающего поколения.
|