Направления конференции

Авторизация



Проектирование воспитательных программ в условиях реализации Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

методические рекомендации

А.Н. Моисеева

доцент кафедры педагогики и психологии

ИПКиППРО РГБОУВПО «Оренбургский государственный

педагогический институт», к.п.н., г. Оренбург

Т.И. Вороньжева 

методист, ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и

молодежи им. В.П. Поляничко»,

г. Оренбург, Оренбургская область,

заслуженный учитель школы Российской Федерации,

Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии.

Цель методических рекомендаций: приведение программ воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты в соответствие со Стратегией развития воспитания в РФ. 

Стратегия развития воспитания призвана определить приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

В соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

- формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

- поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

- поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

- формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

- развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятель-ностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

В содержание воспитательных программ необходимо включить мероприятия, предусмотренные утвержденным распоряжением Правительства  Российской  Федерации  Планом  мероприятий  по реализации  в 2016 – 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской  Федерации  на  период до 2025 года (от 12 марта 2016 г. № 423-р):

Мероприятия по реализации Стратегии развития воспитания в РФ:

  • Просвещение родителей (законных представителей) в области повышения компетенций в вопросах детско-родительских и семейных отношений,  воспитания  детей.
  • Проведение детских фестивалей, конкурсов, соревнований и иных мероприятий, направленных:

- на гражданское воспитание;

- на патриотическое воспитание;

- на духовно-нравственное воспитание;

- на физическое воспитание;

- на трудовое воспитание;

- на экологическое воспитание;

- на приобщение детей к культурному наследию.

  • Утверждение Концепции преподавания русского языка и литературы  в  общеобразовательных  организациях.
  • Развитие школьных информационно-библиотечных центров.
  • Совершенствование сетевого взаимодействия в системе воспитания.
  • Поддержка деятельности детских движений и ученического самоуправления.
  • Повышение правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.
  • Обновление воспитательных программ в соответствии с направлениями  развития  воспитания  документа  Стратегии  развития  воспитания в РФ (таблица 1).

Таблица 1 

Направления развития воспитания

(Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года)

Направление развития воспитания

Воспитательная деятельность

Поддержка семейного воспитания

Содействие укреплению семьи и защите приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

популяризация лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

поддержка  семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования

Обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов

Использование возможностей информационных ресурсов в воспитании и социализации обучающихся;

информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

содействие в популяризации в информационном пространстве традиционных российских ценностей;

воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющий  вред  их  здоровью и психическому развитию.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания

Улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

В связи с реализацией Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года образовательным учреждениям для организации воспитательного процесса потребуется:

  • разработка содержания направлений по различным аспектам воспитательной деятельности с учетом региональной специфики и приоритетов государственной политики в сфере воспитания; 
  • разработка локальных нормативных актов, регламентирующих воспитательную деятельность образовательной организации;
  • разработка и утверждение детализированных планов мероприятий по различным направлениям воспитательной деятельности, в том числе с учетом памятных дат, традиционных мероприятий, социального заказа обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • разработка механизмов реализации и оценки воспитательных программ с использованием механизмов сетевого взаимодействия и принципов социального партнерства;
  • разработка системы оценки планируемых результатов воспитательной деятельности (через систему учета индивидуальных достижений обучающихся, участие обучающихся в проектной деятельности, практических и творческих работах);
  • обеспечение проведения внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований для оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации.

Развитие воспитания в системе образования предполагает обновление воспитательных программ с учетом современной ситуации развития детства, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. На этапе начального общего образования реализуется программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. На этапе основного общего образования организация воспитательного процесса осуществляется по программе воспитания и социализации обучающихся.

Рекомендации для РМО/ШМО классных руководителей 

Деятельность классного коллектива определяется Уставом школы, воспитательной программой образовательного учреждения, общешкольным планом воспитательной работы на учебный год и т.д. 

Содержание деятельности классного руководителя в современном образовательном процессе:

- проектирование и реализация воспитательной системы школы (проектирование и осуществление воспитательных мероприятий общешкольного и классного характера с учетом запроса обучающихся, родителей, общественности, существующей модели воспитательной системы школы);

- личностное развитие обучающихся (ведение классного блога: «Новости», «Летопись класса», «Доска почета», «Наши достижения», «Книга размышлений», «Творчество учеников», «Сетевые проекты», «Олимпиадные задания», «Конкурсы», «Наши исследования» и др.);

- сопровождение процесса учения обучающихся (поддержка академических достижений обучающихся; выявление персональных трудностей в обучении и помощь в их устранении; содействие в развитии индивидуальных способностей детей; создание траекторий индивидуального развития обучающихся; ориентация на успех в образовательной деятельности; обеспечение связи обучения и профессионального самоопределения обучающихся);

- планирование и поиск эффективных форм работы с классом (использование ИКТ-технологий в организации совместной коллективной деятельности обучающихся в режиме on-lain («здесь и сейчас») с использование индивидуальных цифровых ресурсов обучающихся, реализация сетевых проектов).

Муниципальное методическое объединение классных руководителей обладает мощным арсеналом активных и деятельностных форм, среди которых:

- традиционные (мастер-классы, круглые столы, творческие лаборатории);

- организация работы муниципального методического объединения в форме сетевой модели, которая обеспечит открытость методического (образовательного) пространства муниципалитета;

- создание индивидуальных методических портфолио, отражающих достижения классных руководителей в области воспитания подрастающего поколения.  

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер