Направления конференции

Авторизация



Развитие творческих способностей обучающихся в инструментальном классе ДМШ

Л.И. Казьмина,

преподаватель

МБУДО «Детская музыкальная школа»

Городской округ ЗАТО Свободный, Свердловская область

Развитие творческих способностей обучающихся детских музыкальных школ и школ искусств – в настоящее время необходимое и обязательное условие разностороннего развития личности музыканта. Современное состояние образования в России, как общего, так и дополнительного, характеризуется качественными изменениями в области содержания программ обучения, нередко направленных на развитие рационального, а не креативного мышления обучающихся.

На протяжении многих лет педагогической деятельности в ДМШ, наблюдая и анализируя результаты своей работы и работы коллег, раз за разом убеждаюсь в том, что в традиционной классно-урочной системе, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, очень трудно добиться глубинных сущностных изменений взаимодействия двух основных субъектов системы образования: Учителя и Ученика. Роль преподавателя сегодня должна измениться. Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Педагог должен быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет в полном смысле диалогичен.

В последнее время заметно падение устной речевой культуры юных музыкантов, образности и художественности подачи музыкального материала. Н.Г. Чернышевский писал: «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей».  Поэтому передо мной как перед преподавателем-музыкантом стоит задача:

- научить юных исполнителей более понятно и точно передавать музыкальный замысел произведения, его образное содержание;

-  научить умению грамотно выразить свои мысли устной речью;

- подготовить к выступлениям на публике, донося до слушателя тот звуковой образ, что наработан в камерной обстановке класса.

Решение этих задач можно осуществить при помощи отдельных приемов, активизирующих творческое начало, а также путем развития речи, как музыкальной, так и устной.

Целью преподавателя должны стать повышение творческого потенциала обучающихся, их речевого и культурного уровня, помощь в преодолении волнения при выступлениях на публике через:

- повышение мотивации к учебной деятельности;

- уделение большего внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, их мышление и уровень развития;

- изменение характера общения между взрослым и ребенком (преподавателем и обучающимся) от монологизированного типа (взаимодействия, присущего традиционной школе), на диалогизацию педагогического взаимодействия, что предполагает, прежде всего, принятие ситуации равноправных позиций;

- вовлечение обучающихся с разным уровнем подготовки и музыкальной одаренности в концертную деятельность.

Важными условиями творческой деятельности являются чувство новизны, удивления, готовность принятия нестандартных решений.

Уроки творчества требуют соблюдения принципа «от простого к сложному». Постоянное нарастание сложности коммуникативных задач – необходимое условие успеха творчества на занятиях музыкой.

Рациональный отбор приемов и видов работы влияет на оптимизацию урока в целом. Рекомендуются как слушание музыкальных произведений в записи известных исполнителей, так и игры преподавателя, теоретический анализ текста, сбор рабочих материалов о композиторах, исполнителях, истории создания того или иного музыкального произведения.

Особенно трудно дается обучающимся описание исполняемой музыки непрограммного содержания (сонаты, полифонии). Обращение в таких случаях к стилистическим особенностям эпох, в которые жили и творили композиторы, художники, писатели, значительно облегчает работу над произведениями.

Для развития творческих способностей обучающихся на занятиях в инструментальном классе можно рекомендовать такие приемы работы, как:

- искусство театрализованного перевоплощения (изображаю – исполняю);

- прием зарисовки музыкального образа словом или красками (слушаю – представляю – рисую – исполняю);

- прием сопоставления, сравнения (сравниваю 2 – 3 произведения одного композитора, разных композиторов, художников);

- сочинение собственных стихотворений, рассказов к исполняемым музыкальным произведениям.

Важное условие повышения уровня исполнительской и речевой культуры – опора на взаимодействие различных видов искусств (музыка – живопись – литература).

Обращение к картинам художников, к произведениям писателей, выполнение разнообразных творческих заданий – все это направлено на развитие творческих способностей обучающихся, на их умение видеть и ценить прекрасное как в музыке, так и других видах исскуства, в окружающем мире. Положительный результат возможен, если обучающиеся и преподаватель проявляют взаимный интерес к той или иной деятельности, а разнообразие применяемых  форм, методов, приемов поможет достичь желаемой цели и добиться результата.

 
Баннер
Баннер
Баннер