Направления конференции

Авторизация



Индивидуальные маршруты для одаренных учащихся в организации до-полнительного образования

Л.А.Латыпова,

ООДТДМ им. В. П. Поляничко, г. Оренбург

 

Работа с одаренными детьми становится все более актуальной  не только в образовании, но и  в целом в обществе и государстве, которые нуждаются в творческих, нестандартно мыслящих людях.

 

Одаренные учащиеся отличаются высокими интеллектуальными и кре-ативными способностями, быстрым усвоением материала и выдающейся памятью, высокой личностной ответственностью, познавательной активностью. Ведущей стратегией обучения одаренных детей признана индивидуализация, в том числе работа по индивидуальным образовательным маршрутам, так как они позволяют в полной мере учесть эти особенности.

 

Организации дополнительного образования обладают большим потенциалом для раскрытия и обучения одаренных учащихся, однако работа по индивидуальным образовательным маршрутам до сих пор не получила широкого распространения. Это можно объяснить рядом причин: отсутствием общих критериев разработки индивидуальных маршрутов в дополнительном образовании, недостаточной психологической компетентностью части педагогов дополнительного образования, непроработанностью механизмов реализации индивидуальных маршрутов и механизмов стимулирования и др.

 

Индивидуальный образовательный маршрут – это особый путь прохождения программы, который позволяет удовлетворить интересы, потребности и возможности обучаемого.

 

Индивидуальный образовательный маршрут определяется:

  • образовательными потребностями;
  • индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы);
  • стандартами содержания образования;
  • ресурсами образовательного учреждения;
  • возможностями самого педагога.

Рассмотрим основные отличия индивидуального маршрута от общеобра-

зовательной программы.

 

В основе разработки индивидуального маршрута лежит изучение особенностей конкретного ребенка (интеллектуального потенциала, творческих способностей, работоспособности, мотивации и др.). Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся (темперамента, характера, особенностей эмоционально-волевой сферы)может определяться не только с помощью тестов, но и путем разнообразия форм выполнения учебных заданий (дозированная помощь со стороны педагога, предоставление различного времени для выполнения задания, использование разных форм контроля – фронтального, индивидуального; организация групповой работы  обучающихся и др.). 

 

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута, срок действия маршрута.

 

Одной из отличительных особенностей индивидуальных маршрутов наряду с обязательной диагностикой ребенка является активное участие самого учащегося на всех этапах реализации маршрута, начиная с планирования. Ребенок определяет перспективы своей деятельности, прогнозирует свою успешность, задумывается над тем, какие дополнительные области знаний хотел бы получить, для чего эти знания ему нужны, может ли он их использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности, в каких проектах, конкурсах будет участвовать и т. д. Таким образом значительно повышается мотивация учащегося, так он видит перспективы своего роста. При разработке и реализации маршрутов участвуют также и родители.

 

Особое внимание в индивидуальных образовательных маршрутах уделяется современным методам обучения, в том числе использованию проектных, исследовательских методов, творческих мастерских и др.

 

При наличии педагога-психолога в учреждении осуществляется психолого-педагогическое сопровождение на всех этапах проектирования и реализации маршрута.

 

В системе дополнительного образования возможно реализовывать технологию индивидуального образовательного маршрута по нескольким направлениям:

 

1) на базе одной образовательной программы – ребенок самостоятельно определяет темп и уровень ее освоения, происходит расширенное изучение отдельных тем или включение тем, не предусмотренных общеобразовательной программой;

2) как элективные курсы для профильной и предпрофильной подготовки старшеклассников – в течение года учащийся может выбирать направления предпрофильной подготовки и освоить несколько краткосрочных программ на базе одного или нескольких учреждений дополнительного образования;

3) в виде исследовательского проекта – основания для разработки ИОМ могут включать: определенный предшествующий опыт проектной или исследовательской деятельности обучающегося (например, успешное освоение определенной дополнительной образовательной программы или разработка предметных проектов в рамках школьного образования); личные мотивы обучающегося (например, желание заниматься исследовательской деятельностью; рекомендации педагога-психолога после проведения диагностики);

4) дистанционно – необходимо наличие специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, интернет-конференции, онлайн-уроки).

 

Индивидуальный образовательный маршрут является программой, поэтому в его структуре есть пояснительная записка, индивидуальный учебный план, сопроводительные материалы.

 

Отличие пояснительной записки индивидуального маршрута в том, что описываются особенности конкретного учащегося, его способности и потенциальные возможности, особенности организации образовательного процесса, ожидаемые результаты, критерии результативности, формы и способы их отслеживания.

 Индивидуальный учебный план включает темы, разделы, выбранные учащимся для самостоятельного или углубленного изучения.

 В качестве сопроводительных материалов индивидуального маршрута могут быть:

 

  • специализированные портфолио обучающихся;
  • индивидуальные маршрутные книжки;
  • диагностическая система, включающая результаты комплексной диагностики;
  • перечень знаний и умений в рамках основной образовательной программы детского объединения;
  • перечень знаний и умений для углубленного изучения в данной области;
  • перечень творческих заданий по каждой учебной теме программы;
  • необходимые коррекционно-развивающие мероприятия.
Таким образом, использование индивидуальных образовательных маршрутов позволяет реально учитывать индивидуальные особенности ребенка, стимулирует его мотивацию в достижении высоких результатов, саморазвитии, способствует развитию одаренности.

 

 

Литература:

 

  1. Гребенникова, В. М. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как совместная деятельность учащегося и педагога / В. М. Гре-бенникова, С.С. Игнатович // Фундаментальные исследования. – 2013. – №11, ч.3. – С. 529 – 524.
  2. Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одаренных детей : методические рекомендации / автор-сост. Х. Н. Ниязова. – Ханты-Мансийск: РИО АУ «Институт развития образо-вания», 2014. – 60 с.
  3. Сутеева, И. В. Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающегося / И. В. Сутеева //Ярославский педагогический вестник. Сер. Психолого-педагогические науки – 2012. – № 4, Т.II.
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер