Направления конференции

Авторизация



Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся средствами искусства музыки

Мамкина Т.А., 

учитель музыки

МОАУ «СОШ №13» г. Бузулук,

Лупандина Е.А.,

методист ОМХО

ГБУДО «ООДТДМ им. В.П. Поляничко»

 

В настоящее время  учителю музыки  необходимо решать важную проблему направленности музыкальных занятий, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику на произведение искусства. Особенно непроста работа с младшими школьниками,  неинтересно проведенное музыкальное занятие может  навсегда «увести» от музыки. Поэтому учащихся необходимо увлечь, предлагать разнообразные художественные впечатления, развивать художественное мировосприятие, эмоциональную отзывчивость на прекрасные явления в мире и в искусстве.

Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроения на протяжении всего жизненного пути. Музыка способна как вдохновить и дать заряд энергии, так и привести человека в состояние глубокой депрессии или тихой грусти.

Уже в раннем возрасте проявляется воздействие музыки на ребенка, которое в дальнейшем занимает весомое место в его культурной жизни. Как любой вид искусства, музыка «разговаривает» своим «языком».

Мажорная музыка – задорная, веселая, танцевальная приподнимет настроение и придаст сил, минорная – передает более спокойные, грустные или печальные тона, помогает снять усталость, напряжение, взволнованность.

Д.Б. Кабалевский утверждал, что музыка и связанная с нею деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, желание общаться с нею, а по мере возможности и «рассуждать» в ней [7].

Что необходимо сделать для того, чтобы повысить эмоциональную отзывчивость ребенка, научит его любить и понимать музыку?

Проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыку у учащихся младшего школьного возраста в музыкально-педагогической литературе уделяется большое внимание.

Психолого-педагогические исследования показали: детям школьного возраста – при целенаправленном обучении – доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны и средств выразительности (Л.С. Выготский[2], Б.М. Теплов[8], Н.В. Ветлугина[1] и др.).

 Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их воображение, фантазию, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Рассматривая картины, отвечая на вопросы педагога, составляя рассказы по картинам, выражая свое отношение к  изображенному на них, дети учатся не только понимать, чувствовать «дух» искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащать свою речь выразительными средствами: сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.

 Предлагаемая нами методика, разработанная на основе исследований Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой[7], содействует развитию умения воспринимать произведения изобразительного искусства, формированию представлений о выразительных средствах живописи и художественном образе.

Работа строится в строго определенной последовательности: сначала детей учат рассматривать произведения живописи, понимать их содержание, выделять главное, видеть выразительные средства создания образа, строить предложения описательного характера, использовать в речи сравнения, эпитеты, рассуждать, высказывать оценочные суждения; на втором этапе дети учатся составлять связные рассказы по картинам, при этом педагог использует такие методические приемы, как вопросы, упражнения на подбор образных средств языка, задание придумать свое название картине и объяснить его, пофантазировать и представить, какие события могут последовать за изображенными художником.

На занятиях необходимо использовать музыкальные фрагменты и литературные произведения (или отрывки из них), по содержанию и настроению соответствующие живописному произведению.

Исследователи выделяют следующие пути развития эмоциональной отзывчивости в ходе формирования ее в различных видах музыкальной деятельности учащихся:

- в процессе активного слушания, восприятия и доступного детям исполнения музыки, к которой относятся также разные формы движения под музыку.

Слушая музыку, можно услышать не только то, что в ней самой содержится, но и то, что в ней заложено как композитором, так и  исполнителем, а также то, что создает наше собственное творческое воображение.

Прослушиваемое произведение способно породить в нас сложный симбиоз объективных и субъективных восприятий музыки, соединяющий творчество композитора, исполнителя и слушателя.

Тем не менее, это вовсе не означает, что каждый слышит в музыке только желаемое, все субъективное личное всегда вписывается в рамки, предопределенные композитором.

Огромная сила музыки  заключается в ее способности увлечь, охватить общим  чувством огромное количество людей, оставляя при этом каждому свободу своего личного, субъективного восприятия.

Множество людей может исполнять одну и ту же песню, переживая и выражая ее основные, общие для всех чувства и мысли, и в это же время «проживая»  в ней свою жизнь.

Здесь с музыкой не сравниться ни одно другое искусство. Эмоциональная отзывчивость проявляется и может быть выявлена в различных видах музыкальной деятельности учащихся – в восприятии, исполнении, собственно музыкально-творческой деятельности.

Проявления эмоциональной отзывчивости можно оценивать:

  • по эмоциональным реакциям в процессе музыкальных занятий;
  • по вербальному и невербальному выражению отношения к прослушанной музыке;
  • продуктам творческой деятельности учащихся.
  • Можно выделить следующие условия  формирования эмоциональной отзывчивости у младших школьников:
  • создание доброжелательной, благоприятной и эмоционально комфортной атмосферы на занятиях для появления эмоциональной отзывчивости учащихся  на музыку;
  • использование методов и приемов, способствующих формированию эмоциональной отзывчивости, к числу которых относят методы эмоционального воздействия и взаимодействия, побуждения к сопереживанию, педагогической драматургии;
  • создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости.

Литература

  1. Ветлугина, В. Н. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / В. Н. Ветлугина. – М.: И 
  2. Выготский, Л. С.  Психология искусства / Л. С. Выготский. – М.:  
  3. Кабалевский, Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании / Д. Б. Кабалевский.
  4. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов.
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер