Направления конференции

Авторизация



Роль музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Мухаметзянова Е. Н.,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Городской Дворец детского

и юношеского творчества»,

г. Нижний Тагил

 

На современном этапе дополнительное образование становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Неотъемлемым правом и условием успешной социализации является получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дополнительного образования. Поэтому одной из важнейших задач государственной образовательной политики является обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на участие в программах дополнительного образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития.  Сегодня содержание дополнительных образовательных программ для таких детей ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития таких детей, позитивной социализации, удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, обеспечения духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания.

Занятия на фортепиано помогают ребенку легче адаптироваться к жизни в стремительно меняющемся социуме, получать дополнительный шанс на успех не только в избранном виде деятельности, но и быть успешным человеком в дальнейшей взрослой жизни. Главной направленностью работы с такими детьми является социализация ребенка, создание многообразия условий и возможностей, позволяющих растущему человеку обрести себя, свой путь развития. Индивидуальный социальный опыт и знания, приобретенные ребенком на музыкальных занятиях, расширяют круг общих культурных и социальных интересов ученика, развивают его личностный потенциал, семейное благополучие. Важным в работе является «энергетический» аспект образовательной среды: создание на уроке атмосферы радости, эмоционального подъёма, удовольствия от общения, которая создается особым качеством общения равных партнеров – детей и педагога. Вместе с тем она имеет элементы художественной направленности, так как в течение ее реализации обучающийся приобщается к мировой музыкальной культуре, получает возможность сам создавать музыку.

Обучение ребенка игре на фортепиано проходит в сочетании процессов обучения, воспитания и оздоровления (физического, духовного), в исключении у обучающихся повышенных нагрузок и утомляемости, в соблюдении комфортного психоэмоционального режима, в организации естественных и разнообразных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, игра, общение). Занятия включают в себя различные виды деятельности: пальчиковые игры, двигательные импровизации, изучение нотной грамоты, чтение нот с листа, формирование исполнительских приемов, игра в ансамбле с педагогом. Учитывая психофизиологические особенности обучающихся, введены также упражнения для формирования осанки и мышечного тонуса, игры для развития тактильных ощущений. Большое внимание уделяется импровизации, сочинению, подбору.

На индивидуальных занятиях важна атмосфера доброжелательности, взаимопонимания между педагогом и обучающимся. Обучающийся должен почувствовать, что педагог разговаривает с ним, как с равным, рассуждает сам и серьезно выслушивает его рассуждения. Тогда обучающийся испытывает доверие к педагогу и у него появляется чувство ответственности, стремление оправдать это доверие – так создается почва для того, чтобы заинтересовать обучающегося музыкальными занятиями.

Почти все дети отличаются повышенной утомляемостью, поэтому занятия проводятся с включением физминуток и, как правило, доминирующими выступают игровые формы взаимодействия. В игровой и мыслительной деятельности такие дети проявляют больше изобретательности и самостоятельности. Обучение детей в процессе игры помогает развивать у них познавательную активность и готовить их к более успешной социализации в социуме.

При работе с ребенком с ОВЗ большое внимание уделяется и взаимодействию педагога с родителями, которым всегда объясняется цель упражнений и заданий, ожидаемый результат сейчас и в будущем. Для родителей проводятся консультации по учебно-воспитательной работе. Важным воспитательным моментом является совместное посещение обучающихся и родителей музыкальных концертов, театров с целью накопления слухового опыта с последующим обсуждением увиденного и услышанного.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли музыкальных занятий в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить ребенку огромную радость, наслаждение. Задача педагога – помочь детям с ОВЗ научиться понимать музыку, полюбить ее, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер