Направления конференции

Авторизация



Актуальное направление методической работы в организации дополнительного образования

Шелепина Г.Н.,

методист НПЛ «Поиск»

ГБУДО «ООДТДМ им. В.П. Поляничко»

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497) отмечается задача улучшения методического обеспечения, предполагающего создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности. В связи с этим меняется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы к организации системы методической работы. Для того чтобы решать различные педагогические проблемы и творчески организовывать методическую работу на опережение, необходимо владеть достаточной информацией. Такую информацию может предоставить педагогический мониторинг, так как он относится  к числу эффективных технологий управления качеством образования. Анализ качества учебно-воспитательного процесса, развития личности ребенка, профессионального роста педагога дополнительного образования являются исходными пунктами для создания системы мониторинга в учреждении дополнительного образования.

Сравнивая цели и задачи методической и мониторинговой деятельности, можно выявить определенные закономерности:

 

 

Методическая деятельность

Мониторинг

Цель

Научно-методическое сопровождение деятельности организации образования  по повышению качества образования

Совершенствование оценки качества образовательных услуг

Задачи

- систематическое повышение уровня подготовки педагогов;

- постоянное ознакомление с достижениями психолого-педагогических методик образования (воспитания, обучения);

- обогащение новыми и более совершенными методами и средствами обучения;

- анализ состояния учебно-воспитательной работы

- разработка методических материалов (рекомендаций, памяток, алгоритмов) по организации и проведению мониторинга;

- изучение состояния образовательного процесса и его отдельных компонентов;

- обеспечение участников образовательного процесса качественной и своевременной информацией для корректировки образовательной деятельности

 

Сходство целей и задач методической службы и мониторинга помогает определить конкретные направления и содержание образовательной деятельности, которые должны отвечать требованиям современного учреждения образования и соответствовать социальному заказу.

Выделяются два основных направления работы методической службы:

1. Деятельность по управлению образовательным  процессом;

2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Мониторинг как  современное средство изучения качества образования позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс в организации, так как учет реальных факторов позволяет обеспечить не только оптимизацию образовательной деятельности учреждения, но и повысить эффективность методической работы с педагогическими кадрами.

Как показывает практика, основными функциями методической службы являются аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная. Для мониторинговых исследований приоритетными становятся аналитическая и информационная функции, так как они напрямую связаны с мониторинговой деятельностью в организации.

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния образовательного процесса, обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогической деятельности и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое качественное состояние.

Информационная функция направлена на сбор и преобразование информации, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности организации  дополнительного образования детей.

Мониторинг образовательного процесса позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах методической деятельности образовательной организации,  определить наиболее эффективный комплекс форм, методов, приемов методической работы, повышающих профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и стимулирующих творчество педагогов. По итогам мониторинга в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогических советов, методических объединений, методические совещания.

Качество методической деятельности зависит от точности ее правильного планирования и прогнозирования. А для этого необходимо определить основные направления мониторинговых исследований методической службы образовательной организации, которые продиктованы современной ситуацией в дополнительном образовании:

  • совершенствование педагогической деятельности (оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей);
  • обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • развитие технической и естественнонаучной направленности  обучения;
  • внедрение в практику дистанционных форм обучения;
  • организация работы по повышению квалификации педагогов;
  • ознакомление педагогов с достижениями педагогической науки и практики;
  • изучение уровня подготовки педагогов, их потребностей и затруднений;
  • организация и проведение различных семинаров, конференций, конкурсов  и т. п.

За последние годы в соответствии с требованиями времени методическая служба в организациях дополнительного образования претерпела существенные изменения: обновились ее задачи, функции, формы организации деятельности. Под методической работой сегодня понимается не только традиционная методическая деятельность, но и такая, которая тоже направлена на успешную организацию учебного процесса, а именно – мониторинг. Внедрение педагогического мониторинга в систему методической работы помогает определить потенциальные возможности всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности. Это дает возможность дифференцированно планировать оказание методической помощи. Систематизация, упорядоченность  и обновление организации методической работы предполагают улучшение эффективности труда педагогов, вследствие этого происходит повышение качества образовательного процесса.  Реализовать поставленную цель можно, только опираясь на правильную организацию педагогического мониторинга –актуального направления методической деятельности.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер