Направления конференции

Авторизация



Формирование инновационной образовательной среды на основе информационно-коммуникационных технологий в условиях ГБУДО «ДСООЦ «Лазурный»

А.Н.Старостина,

ГБУДО ДСООЦ «Лазурный»,

Нижегородская область, г.о.г. Выкса

 Детский центр «Лазурный» – это современный Центр круглогодичного действия, в котором эффективно функционирует уникальная система санаторно-оздоровительной деятельности в комплексе с образовательной. В Центре ежегодно реализуются 15 профильных смен. Инновационной  стала сама интеграция трех видов деятельности: санаторной, оздоровительной, образовательной. Поэтому можно говорить о том, что ДЦ «Лазурный» является инновационной площадкой  в организации данных видов деятельности с временным контингентом детей.

Развитие Центра выстраивается с учетом национальной стратегии образования, которая включает внедрение технологий современного обучения, доступность качественного дополнительного образования и новых моделей взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых. В настоящее время программа «Концепция воспитательной системы ДЦ «Лазурный» в Нижегородском институте развития образования заняла второе место, и далее пройдет конкурс на зональном этапе в г. Калининграде.

Одна из ведущих ролей в инновационной стратегии Центра отдана внедрению и использованию инфорамционно-коммуникационных технологий. Активное внедрение интерактивного оборудования в Центре позволило применять информационные технологии в образовательном процессе. В области общеобразовательных программ дополнительных образовательных услуг данный процесс организован в следующих направлениях: социально-педагогическом; художественном; физкультурно-спортивном. Реализуются они через работу шести отделов образовательного управления.

Дополнительное образование в Центре является передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где ребенок получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества.

В студии компьютерной графики «Матрица» благодаря  графическим редакторам ребенок может воплотить свою мечту в реальность, преобразовав фотографию так, как хотелось бы ее видеть изначально.

Инновационным элементом профильной смены «Дорога достижений» (участники – юные инспектора дорожного движения) является использование программного обеспечения «Джойстик-руль с эффектом интерактивной визуализации», с помощью которого организуется тренинг «За рулем» с целью формирования у детей практических навыков вождения виртуального автомобиля, правильного поведения на дороге, в том числе при возникновении ДТП.

Участники всех профильных смен имеют возможность посещать интеллектуальный клуб «Шахматы». Работа данного клуба организуется с использованием Интернет-оборудования.

В воспитательном процессе успешно используются компьютерные презентации в проектной деятельности детей. Задача педагога – научить ребенка работать с нужной информацией, научить анализировать и систематизировать ее.

Сегодня каждое образовательное учреждение имеет свой сайт – это визитная карточка, без которой не обойтись. «Лазурный» – не исключение. Но вместе с этим многие обратили внимание на социальные сети, которые дают ряд преимуществ: информация выглядит ненавязчиво, есть возможность активного общения, обсуждения вопросов обучения и воспитания. Социальные сети расширяют наши возможности получать информацию о детях, вовремя откликнуться на тревожные сигналы. Таким образом, если использовать этот ресурс грамотно, то группы в Facebook или  в «ВКонтакте» («Место встречи – «Лазурный») могут быть отличным помощником в воспитании детей, в формировании их личности.

Эффективный инновационный инструмент сегодня мы видим в организации онлайн-конференций. В вопросах реализации профиля смены это просто спасение. Мы можем для просвещения участников смены привлекать ученых, заинтересованных людей, которые с удовольствием идут на общение с подрастающим поколением. И такой опыт работы у нас есть, например, в традиционных сменах «Здоровое поколение» и «Экоград» мы организовываем  онлайн-конференции со специалистами центров развития творчества детей и юношества Нижегородской области, а также  с государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

Сегодня образовательный процесс с использованием  информационно-коммуникационных технологий становится привычным для учащихся образовательного отдела, а для учителей становится нормой – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов работы учителя по активизации познавательной деятельности ученика. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет удовлетворить потребности современных школьников, которые выросли на компьютерах и мобильных телефонах. Благодаря наглядности, интерактивности учащиеся быстрее вовлекаются в активную творческую деятельность, приучаются работать в команде, критически мыслить. ИКТ способствуют повышению мотивации к учебной деятельности и помогают лучше понимать и запоминать материал.

Первые шаги по использованию ИКТ (в частности интерактивных досок) были робкие и в  образовательном отделе, но мониторинг тех предметов, где активно использовались интерактивные доски, неизменно показывал высокий процент интереса учащихся к данным предметам, и, как следствие, высокий процент освоения знаний. Уроки стали более динамичными, красочными и результативными. Использование документ-камеры и пультов для голосования усилило обратную связь с классом. Выход в Интернет позволил получить доступ ко многим информационным ресурсам (но стоит помнить, что все они проходят фильтрацию через программу Net Police). На уроке стало возможным организовать любой вид исследовательской деятельности учащихся, главное – создать нужный вектор, а проблем с добычей информации в данных условиях просто нет. Учащиеся с первых уроков начинают активно работать с интерактивным оборудованием.

Следующим шагом использования интерактивных технологий является использование 3D-технологий. В нашей школе первые шаги в данном направлении уже сделаны на уроках биологии и географии. Трудно описать словами тот восторг ребенка, когда к его носу «подплывает» кит, или когда он видит «парящую» перед собой птицу и пытается ее потрогать руками. И, конечно же, все это поддерживается качественным звуком, создавая эффект полного присутствия.

Компьютеры в читальном зале библиотеки Центра предоставляют ту информацию, которую, как правило, не найдешь на бумажных носителях – к услугам читателей средства поиска в Интернете, всевозможные информационно-справочные базы.

Современному педагогу нужны мощные средства диагностики детей. Система электронного голосования VOTUM обеспечивает интерактивное общение между педагогом и детьми в процессе контроля знаний, проведении опросов, образовательных игр и другой деятельности. Эта система стала незаменимым помощником для проведения тестов, анонимных и открытых опросов, демонстрации материалов с сопутствующим сбором мнений в условиях временного коллектива.

Оснащение Центра локальной сетью позволило объединить в единую структуру отдельные рабочие места педагогов и осуществить сетевое взаимодействие между ними. Этот фактор позволил оформить доступ к методическому фонду, установленному на сервере Центра.

В заключение необходимо сказать, что инновационная деятельность рождает инициативу, стремление к повышению квалификации, систематическому пополнению знаний, она позволяет провести рефлексию своей деятельности, а главное, помогает создавать ситуацию успеха, которая способствует профессиональному и личностному развитию педагогов, а значит, и успеху детей.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер