Направления конференции

Авторизация



Профориентация учащихся 9–11-х классов. Классный час «Профессии наших родителей»

Калимуллина Г. М.,

педагог-психолог,

ГБОУ «РХГИ им. К.А. Давлеткильдеева»

 

Цель – привести в систему знания учащихся о мире профессий на примерах профессий родителей, создание системы поддержки, содействующей их самоопределению.

Организация мероприятия:

1. Определение содержания классного часа.

2. Определение цели и задачи классного часа.

3. Определение форм и методов организации данного мероприятия.

4.  Создание временной инициативной группы по проведению классного часа с включением в нее учащихся и родителей.

5.  Составление плана-конспекта классного часа.

6. Заседание инициативной группы:

а) коллективное обсуждение и разработка плана проведения классного часа с учетом мнений коллектива учащихся и родителей;

б) распределение обязанностей в решении организационных вопросов (среди учащихся, родителей);

в) определение сроков проведения мероприятия, форм проверки готовности на разных этапах.

7.  Предварительная встреча с родителями, которые будут выступать перед учащимися:

а) разъяснение конкретных задач участия родителей в беседах с учениками;

б) обсуждение плана рассказа о своей профессии;

в) составление проблемных вопросов для учащихся с целью активизации их познавательной деятельности во время беседы;

г) анкетирование родителей;

д)  рекомендации по ознакомлению с опубликованными материалами по данной профессии (предварительную встречу проводят классный руководитель, член родительского комитета, председатель временной инициативной группы учащихся).

8.  Подготовка помещения (оформление доски, стенда;  плакаты; брошюры «Как правильно выбрать профессию», «В мире профессий», «Профессии, востребованные в Республике Башкортостан», «Как правильно написать резюме» и т. д.).

 

Проведение мероприятия:

1. Организационный момент (встреча гостей и родителей, проверка работы технических средств и т. д.).

2.  Выступление родителей по плану:

а)  система подготовки;

б)  пути получения профессии;

в)  в каком вузе, ссузе получили профессиональное образование;

г)  связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;

д)  уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для начального квалифицированного разряда по данной профессии;

е)  перспективы профессионального роста;

ж)  где можно продолжить ознакомление с профессией;

з)  что можно прочитать о данной профессии.

3. Ответы на вопросы учащихся. Рассказы родителей.

4.  Ознакомление с результатами анкетирования.

5.  Рекомендации от педагога-психолога «Выбор профессии».

6.  Просмотр подготовленных детьми материалов. Чтение брошюр на подготовленном стенде.

7. Рефлексия.

 

Анкета для учащихся

«Чтобы не ошибиться при выборе профессии»

Готов ли ты к выбору профессии?

Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему такой тест. Отвечать на анкету  легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение.

Знаешь ли ты:

1. Как называются профессии твоих родителей?

2. Какие учебные заведения они заканчивали?

3. Кем собираются стать твои друзья?

4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?

5. Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?

6. Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?

7. Читаешь ли ты книги о профессиях?

8. Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?

9. Помогаешь ли ты родителям в их работе?

10. Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?

11. Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?

12. Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?

13. Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?

14. Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?

15. Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?

16. Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?

17. Готов ли ты сделать профессиональный выбор?

18. Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?

19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?

20. Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?

21. Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?

22. Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?

23. Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?

24. Работал ли ты когда-либо в свободное время?

25. Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?

26. Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?

27. Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?

28. Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?

29. Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?

30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

 

А теперь подсчитай все ответы «да».

К этой сумме прибавь по полбалла за  каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.

21–30 баллов. Ты – молодец!  Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.

11–20 баллов. Что же, неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием – заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.

 

Анкетирование  родителей:

1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка:

а) на следующий год после окончания школы;

б) через 5–7 лет;

в) через 20 лет?

2. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее?

3. Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.

4. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам?

5. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам?

6. Если Ваш ребенок уже выбрал профессию, что больше всего повлияло на его выбор (Ваш совет, рекомендации учителя ИЗО, врача; мнение друзей; занятия в кружках, секции, студии и др.; средства массовой информации; решил сам; другое (дописать)?_____ ___

7. Чем Вы помогаете сыну (дочери) в выборе профессии (помогаю в учебе; рассказываю о своей профессии; поощряю занятия в кружках; обучаю элементам своей профессии; никак не помогаю; стараюсь не мешать; не знаю, чем помочь; другое __________)?

8. Как Вы относитесь к выполнению сыном (дочерью) своих учебных и трудовых обязанностей (не проявляю требовательности; не обращаю внимания; контролирую; проявляю требовательность и оказываю необходимую помощь)?

9. Довольны ли Вы успехами в учебе Вашего ребенка в школе (в целом доволен; мне все равно, как он учится; мог бы учиться лучше; полностью доволен)?

10. Оцените по 5-балльной системе проявление у Вашего сына (дочери) следующих качеств: выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.

 

Рекомендации от педагога-психолога «Выбор профессии»

  • Выбор профессии – не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
  • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли:  «Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!»
  • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
  • Попробуй протестироваться у педагога-психолога гимназии. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха – это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
  • Постарайся обратить особое внимание на  предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях – это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер