Направления конференции

Авторизация



ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОТ КЛАССИЧЕСКОЙ ДРЕВНОСТИ ДО XVIII ВЕКА

А.А. Рыжкова,

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова»,

г. Архангельск

 

В последнее время разрабатываются новые системы обучения и воспитания. Одной из таких педагогических систем является система раздельного обучения мальчиков и девочек. В последние годы количество школ с раздельным обучением неуклонно растет по всему миру. История совместного и раздельного обучения уходит корнями в социально-политическое, культурное и экономическое развитие общества.

При первобытно-общинном строе уже учили детей. С ранних лет приучали их жить по тем правилам, которые были приняты в той или иной общине. Когда проходило раннее детство, мальчики познавали искусство охоты, рыболовства и ведения войны, а девочки учились прясть и ткать, шить одежду, готовить пищу.

Но перейдем непосредственно к моменту появления школ. В Месопотамии во все периоды в школах обучались лишь мальчики. Единичные случаи, когда женщины получали образование, можно объяснить тем, что они учились дома у своих отцов-писцов.

У спартанцев воспитание было направлено на то, чтобы в каждом свободном человеке выработать твердую опору для государства. До 7 лет ребенок воспитывался дома под руководством матери, в семье создавали такую обстановку, чтобы уберечь ребенка от трусливости и изнеженности. С 7-летнего возраста мальчики уже воспитывались за счет государства в особых, для всех одинаковых, заведениях. По своему содержанию воспитание в Спарте было военно-гимнастическим. Его целью было закаливание, подготовка тела и духа для войны, для военного господства. Женское воспитание по духу ничем не отличалось от мужского. Спартанки выходили с гимнастических курсов рослыми, красивыми, сильными, не уступая мужчине ни в мужестве, ни в чувстве чести. В ведении домашнего хозяйства они были несведущи: кухня, пряжа, ткацкое дело и т.п. составляли обязанность домашних рабынь.

Другим государством в Греции, с иными идеалами жизни и воспитания были Афины. Школы в Афинах появились около VII века до н.э. С 7 лет мальчики посещали школу «грамматиста», начального учителя, где учились читать, писать, считать, рассказывать, декламировать стихи. По мере укрепления организма мальчики 12-14 лет начинали заниматься гимнастикой в палестре, а после ее окончания более состоятельные юноши продолжали посещать гимнасии. На всех ступенях афинское воспитание было обращено к благоприличиям и нравственности.

Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спартанского. Женщина была прикована к гинекею (женская половина дома в задней его части), она редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями. Учение афинянок было крайне ограниченное: не все умели читать, писать, петь и играть на лире или кифаре, но усердно учились всем женским рукоделиям: прясть, шить, вязать и т.д.

В Древнем Риме сложилась своеобразная практика семейного и школьного воспитания и образования. До 4-5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались вместе, затем их разделяли. Девочки находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они оставались в кругу женщин родительского дома. Воспитанием мальчиков начинали заниматься мужчины. Начальное образование дети небогатых граждан получали в элементарных школах, которые были платными и частными, в них допускались и девочки. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя.

Таким образом, в древнем языческом мире человек не имел большого значения сам по себе, как существо разумное, способное к нравственному самосовершенствованию, а только служил средством для других, практических целей – интересов касты, сословия, государства. Вот почему языческая древность, в общем, пренебрежительно смотрела и на детей, и на женщин.

Христианство утвердило ценность человеческой личности самой по себе, ценность человека не только как члена и средства государства, но и как образ и подобие Божие.

При монастырях существовали монастырские школы, при церквах – приходские школы, которые готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей. Воспитывались здесь исключительно мальчики.

Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью «рыцарскими добродетелями», необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена.

Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

Еще в Х столетии население европейских городов начало быстро расти благодаря успехам в ремеслах и торговле. Повсюду появились первоначальные народные городские училища. Это были просто школы грамотности. В них преподавали арифметику, родной язык, обучали деловому слогу. Первые городские школы появились в Милане, Флоренции, а затем во Франции и в Германии. С XV столетия учреждаются подобные школы для девочек.

Начиная с XIV века в общественной и духовной жизни Европы происходят крупные перемены: вместо идеала римско-церковного полновластия формируется другой идеал – идеал свободной самостоятельной жизни и индивида, и государства.

В эпоху Возрождения главной ценностью признавался человек как личность. Особое место в системе школьного образования данного времени занимали традиционные учебные заведения для дворянства – дворцовые школы. Одной из таких школ была школа Витторино да Фельтре. Целью его педагогической деятельности являлось формирование гуманистической личности. Он полагал, что человек изначально от природы склонен к определенному роду деятельности. Поэтому очень важно, считал В. да Фельтре, выявить природные наклонности воспитанника и следовать им. Из этого принципа вытекает его строго индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Педагогическим новшеством данной школы стало совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек[1].

Для представления педагогического наследия XVII века обратимся к Яну Амосу Коменскому, которому принадлежит более полное и систематическое изучение новых педагогических идей.

Коменский жил в переходную эпоху от Средневековья к Новому времени, когда совершались великие научные открытия, но еще и горели костры, на которых сжигали еретиков. Острые социальные противоречия того времени побудили Коменского к размышлениям о возможных средствах устранения общественных пороков. Одно из главных средств он усматривал в разумно организованном воспитании, в распространении просвещения.

По его мнению, образование нужно и мальчикам, и девочкам, богатым и бедным, способным и глупым. «Все люди, которые только родились, - произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т.е. разумными существами… Нельзя представить никакого достаточного основания, почему бы и слабый пол… нужно было бы совершенно устранить от научных занятий. Женщины также образ Божий… одинаково они одарены (часто более нашего пола) быстрым и воспринимающим мудрость умом» [2, c. 112-113].

Идеология французской буржуазии нашла свое наиболее яркое выражение в трудах философов-просветителей, взгляды которых не были одинаковыми. Но все они выступали против деспотизма и против сословных привилегий, в том числе и в образовании, один из них – Жан-Жак Руссо. Нормативная модель воспитания юноши и девушки, описанная в его романе «Эмиль, или О воспитании», представляет собой первую наиболее завершенную концепцию воспитания полов в истории педагогики.

Руссо провозглашает основополагающими и природой обусловленными следующие принципы:

- естественных различий и неравенства полов в физическом, интеллектуальном и моральном аспектах;

- естественного порядка подчинения женщины мужчине;

- противопоставление женщины и мужчины как двух принципиально различных человеческих видов [4], и делает вывод: «Если доказано, что мужчина и женщина не являются и не должны являться одинаково организованными ни по характеру, ни по темпераменту, отсюда следует, что они не должны получать и одинакового воспитания» [3, c. 440].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данный период времени образование только начинало свое формирование и главным объектом этого процесса были мальчики. Женскому образованию уделялось незначительное внимание и, в основном, оно было сосредоточено на ведении домашнего хозяйства. Первые опыты совместного обучения мальчиков и девочек коснулись небогатых слоев населения. Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя.

 

Литература:

  1. Васильева, З.И., Седова, Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – 399 с.
  2. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. – Том 1: Великая дидактика. – М.: Учпедгиз, 1939. – 317 с.
  3. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. – Том 1: Эмиль, или О воспитании / под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1981. – 656 с.
  4. Штылева, Л.В. Концепция полоролевого воспитания в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» / Л.В. Штылева // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 5. – С. 117-124.



 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер