Направления конференции

Авторизация



ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.И. Логинова,

ГБОУДОД «Дворец творчества детей и молодежи»,

г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

 

Вопросы, связанные с обучением иностранному языку дошкольников, являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку раннее детство рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранными языками. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать новые методы и технологии в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сенситивного периода усвоения иностранного языка в дошкольном возрасте. Такие возможности представляют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые прочно входят во все сферы жизни человека.

Исследования использования ИКТ в дошкольном учебно-воспитательном процессе, проведенные С. Новоселовой, Г. Петку, И Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер, доказывают не только возможность и целесообразность этого процесса, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и личности ребенка [2]. Обучение дошкольников с использованием ИКТ сегодня актуально и в деятельности учреждений дополнительного образования детей, так как углубляет инновационный потенциал образовательного процесса.

Образовательная деятельность детского творческого объединения «Come-in» ГБОУДОД РМЭ «ДТДиМ» основывается на гармоничном соединении современных технических средств обучения с традиционными средствами обучения. В отличие от обычных технических средств обучения, состоящих из экранно-звуковых носителей (грамзаписи, магнитные записи, диафильмы), ИКТ позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и, что очень актуально в раннем детстве, – умение самостоятельно приобретать новые знания [3]. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео позволяет нам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Важным направлением педагогической деятельности в нашем объединении стало активное внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс с дошкольниками. К тем методам, которые уже были наработаны - систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газет, журналов, методических пособий), методических карточек, аудиозаписей, мы добавили видеокурс для дошкольников. Стало очевидным, что тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание; аудиокассеты и видеофильмы удобно заменить записями на цифровых носителях, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. С помощью демонстрации музыкального ролика на экране легко проводить физкультминутки, чтобы снять усталость, поднять настроение. Презентации со специально подобранным материалом и анимацией позволяют организовать занятия в форме тематических игр.

Компьютерная техника позволяет собрать обширную коллекцию аудиофайлов, дает возможность качественно их воспроизводить, комбинировать их в зависимости от учебной ситуации. Когда словарный запас дошкольника достигнет нескольких десятков слов, можно разнообразить непосредственную образовательную деятельность с помощью аудиосказок на английском языке. Аудиосказки «в чистом виде» являются отличным подспорьем при ознакомлении с новыми словами. Аудиосказки в сочетании с иллюстративным материалом – на этапе закрепления изученного материала. По ходу звучания воспитанники вместе с педагогом рассматривают картинки и проговаривают новые слова. Дошкольники с удовольствием слушают сказки «Гулливер и лилипуты», «Гулливер и великаны», «Три поросенка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица». Чтобы сделать прослушивание более интересным, можно задействовать один из методов сказкотерапии – рисование сказки [1].

Большое внимание в объединении уделяется музыке. Актуальность использования музыки при изучении иностранного языка по утверждению отечественных и зарубежных психологов заключается в том, что это один из эффективных способов запоминания лингвистического материала. Музыка позволяет легко проникнуть в эмоциональный мир ребенка, концентрирует его внимание на самых важных языковых явлениях. Необходимо использовать аудиозаписи песенок как можно чаще, практически на каждом занятии. Поэтому на своих занятиях мы стали использовать песни в качестве музыкального сопровождения каких-либо игровых действий, выполняемых детьми. При подготовке к занятиям мы подбирали видеоряд к музыке и с помощью проекционного оборудования демонстрировали полученный «видеоклип» детям. Выбор английских песенок обширен (серия «Songbirds», DVD «Old McDonald Had a Farm», DVD «Happy Birthday», DVD «Morning Bells»).

Существенное значение в преподавании английского языка на раннем этапе приобретает использование видеоматериалов. Они предоставляют большие возможности для изучения языка, соединяют в себе аудирование и зрительное восприятие. Эффективность использования видеоматериалов достигается с помощью современной компьютерной техники и компьютерных программ, которые позволяют отобрать нужный материал, вырезать фрагмент из песни, видеоролика и применить на определенном этапе занятия.

При организации занятий по английскому языку с дошкольниками целесообразно использовать постановочные учебные ролики, музыкальные видеоклипы, видеофрагменты с носителями языка. Дошкольники включаются в познание окружающего мира и, играя, изучают английский язык. На этапе закрепления материала, когда дошкольники уже владеют определенным количеством лексических единиц, можно показать короткометражный мультфильм. Мультфильмы помогают ребенку не только узнать и выучить новые слова, но и усвоить звуки английской речи. Ролики нужно подбирать с учетом возраста, лучше всего дошкольнику подойдут анимированные песенки и мультфильмы (например, ролики «Five fat sausages», «Maisy Mouse»). Понимать такие мультфильмы значительно проще из-за доступности тем («Счет», «Цвета», «Животные» и т.д.).

На занятиях английского языка в объединении «Come-in» широко используются развивающие и обучающие игры. Традиционными стали занятия в игровой форме с мультимедийной поддержкой. Практика показывает, что при организации занятия с помощью мультимедийной презентации у педагога появляются новые возможности развивать у воспитанников наглядно-образное мышление, внимание, наблюдательность, познавательную мотивацию.

Также на занятиях применяются элементы компьютерных игр. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению в школе. В компьютерной игре ребенок непосредственно взаимодействует с компьютером, а педагог выступает в роли консультанта и помощника, при необходимости дополняет игру коллективным или индивидуальным обсуждением ее учебного содержания.

Итак, использование компьютера при организации занятия дает возможность соединить в единый комплекс аудио, видео и мультимедиа. При этом значительно возрастает интерес дошкольников к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей, развиваются личностные качества воспитанников.

 

Литература:

  1. Аствацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г. О. Аствацатуров, канд. Ист. Наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.
  2. Вишневецкая, Т. В. Использование ИКТ на занятиях по английскому языку со старшими дошкольниками / Т.В. Вишневецкая // Совр. дошк. образование. Теория и практика. – 2011. - №6. – с.32-37.
  3. Ефимов, И. О. О вреде и пользе компьютера и телевизора / И. О. Ефимов // Дошкольная педагогика. – 2010. - №5. –с.8-10.
  4. Парфенова, И. А. Программа по английскому языку для школы – дошкольника «Знайка» (для детей возраста 6 лет) / И. А. Парфенова. – Самара, 2006.


 

 
Баннер
Баннер
Баннер