Направления конференции

Авторизация



СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ

З.А. Мазыр,

ГБОУДОД «Самарский Дворец детского и юношеского творчества»,

г. Самара, Самарская область

Проблемы построения демократического общества, определение способов взаимодействия человека с обществом, вопросы о правах и обязанностях граждан, о необходимости их участия в жизни общества находятся в центре внимания современных российских ученых, поскольку в настоящее время без участия подростков и молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства.

Кроме того, проблемы сопровождения социальной активности как формы реализации потребности в социальном участии являются предметом исследования социологии, политологии и педагогики не только в силу необходимости привлечения детей и молодежи к участию в жизни общества, но и важности управления процессом социальной активности молодежи.

С одной стороны, подростки и молодежь являются одной из менее всего заинтересованной в общественной и политической деятельности группой населения, а с другой, молодежь не хочет оставаться безучастной к жизни общества и стремится решать свои проблемы и проблемы общества, проявить свою социальную активность.

Социальный заказ общества на формирование активных граждан обусловлен не только необходимостью социализации школьников, адаптации их к жизни в меняющемся обществе, но и формированием уже в образовательном учреждении у подростков и молодежи ответственности за свою личную судьбу, судьбу других людей, судьбу страны и общества.

Понятие активность (от латинского «aktivus») - действие, поступок, деяние, в русском языке - нечто деятельное, энергичное, развивающееся.

В различных науках дается различное понимание активности: в социологии - социальная активность, в политологии – политическая активность, в педагогике – активное обучение, в психологии – активность личности.

Поскольку социальная активность составляет важнейшую сферу и особый уровень активности человека, разные авторы по-разному трактуют понятие социальной активности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

В работах теоретиков социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом и отражает превращение личности из объекта в субъект социального действия и общественных отношений.

В Педагогическом словаре социальная активность определена как деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; морально-волевое качество личности.

Кроме того, социальная активность как вид деятельности является сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период, и в качестве важнейшего фактора воздействия выделяются социум и местное сообщество.

Поскольку в качестве субъекта социальной активности выступает личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом, важным для ее понимания является социальная субъектность, проявляющаяся в способности быть деятелем, творцом социальной реальности. Потребность молодежи в усвоении и использовании прошлого опыта в новых, актуальных условиях является ключевым основанием для социальной активности. Исходя из этого, социальная субъектность подростков и молодежи, как самой активной, мобильной группы общества, достигается и обеспечивается через самодеятельность и преемственность, как группового молодежного субъекта, т.е. молодежь участвует в процессе смены поколений

Стремление молодых людей к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению разнообразных форм социальной активности.

Поскольку общество представляет собой наличие различных сфер (политика, культура, медиа и др.), в социальной активности можно выделить следующие формы:

  • политическая активность - форма, реализуемая в сфере политической деятельности;
  • гражданская активность - действия (форма активности), целью которых является решение общественных проблем, изменение власти, проявление гражданских качеств;
  • культурная активность - форма, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей;
  • творческая активность - форма, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и значимостью;
  • трудовая активность - форма, проявляющаяся в реализации интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности;
  • коммуникационная активность - форма, направленная на поиск связей и контактов, необходимых для реализации деятельности;
  • деловая активность - интенсивная деятельность в сфере профессии и должности, термин «деловая активность» чаще всего используется применительно к сферам управления, хозяйственной и экономической деятельности. От присутствия людей с деловой активностью зависит успех предприятия, организация мероприятия.

Для современных подростков актуальными являются формы социальной активности, такие как гражданская, творческая и коммуникационная (интернет-активность), что в определенной степени может являться ресурсом для дальнейшего развития их гражданской активности в традиционном реальном пространстве. Большая часть подростков использует Интернет ежедневно. Среди социальных форм включенности в Интернет наибольший вес имеют социальные сети, данный ресурс оптимально удовлетворяет потребности подростков в общении, поиске новых знакомств и обмене информацией.

Стоит подчеркнуть, что помимо общения значительно выражена инициатива подростков в высказывании своего мнения, позиции. По мнению Е.Л. Омельченко, молодых людей привлекает возможность в деятельности различных молодежных групп воздействовать на окружающий мир и людей, выразить свою индивидуальность. Привлекательность социально активной деятельности для молодых людей на внутреннем уровне основана на использовании практик, предлагающих нечто новое, необычное, дающее новые ощущения. Для молодых людей важным является интерес к деятельности, и как только деятельность превращается в рутину, интерес к ней пропадает. Кроме того, возможность испытать те или иные поведенческие, ситуационные, общественные практики в более яркой, игровой, «быстрой» форме свидетельствует об интересе молодежи к социально активной деятельности. Молодежная активность представляет своего рода включенное обучение социальным навыкам, где важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь и какую ответственность ты несешь за свои действия.

Группа «продвинутых» подростков характеризуется большей готовностью к объединению с другими людьми для решения общественных проблем. Они больше ориентированы на оказание помощи и поддержки по собственной инициативе, на совершение поступков на благо других людей, а также на благотворительность.

В связи с этим социальная активность рассматривается как качество личности, характеризующее активное отношение к общественно значимой деятельности и как форма проявления потребности в социальном участии.

В обществе возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, ориентированных на создание условий для социализации личности ребенка. Среди них особое место занимают детские и молодежные объединения, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативности и общественной активности. Главная цель современных детских объединений – помочь детям войти в гражданское общество, сформировать у них стремление к постоянному поиску и совершенствованию, создать условия для социального творчества через многообразные формы деятельности.

Поскольку среда сверстников является наиболее важной областью социального поведения подростков, где ярко проявляется потребность в принадлежности к какой-либо группе, обнаруживается тенденция к поиску тесных дружеских связей, необходимо, чтобы данная среда оказывала позитивное влияние на подростков, и в этих условиях повышается значимость дополнительного образования, которое является составной частью системы образования, одним из образовательно-воспитательных институтов общества.

Система дополнительного образования детей предоставляет возможности для работы детских и молодежных объединений, для всестороннего развития личности ребенка, для поддержки детских и молодежных инициатив, формирования активной жизненной позиции. В связи с этим проект, направленный на развитие детского движения, является актуальным средством совершенствования системы дополнительного образования, механизмом создания условий для образования и воспитания подрастающего поколения, развития личности.

В учреждениях дополнительного образования детей действуют детские и молодежные объединения, которые принимают активное участие в реализации социальных проектов, волонтерской деятельности, организации социально значимых мероприятий, то есть в развитии детского движения на территории Самарской области и системы дополнительного образования в целом.

Другим важным элементом системы повышения социальной активности выступает вовлечение подростков в непосредственную целенаправленную социально-полезную деятельность, в ходе которой они могут видеть позитивный результат своих действий. Это достигается, прежде всего, присоединением молодежи к деятельности инициаторов, идентифицирующих определенные ценности, идеалы, практики, т.е. вовлечение в уже осуществляемую активность. В настоящее время популярностью пользуется методика КТД И.П. Иванова - (коллективное творческое дело) - коммунарская методика, в основе которой лежит общественно значимая творческая деятельность и представляющая участие молодых граждан в общественной жизни на местном и региональном уровне. Проявления социальной активности могут быть совершенно разные, главное – чтобы молодые люди имели право высказать свое мнение в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

Система дополнительного образования Самарской области имеет богатый опыт вовлечения подростков и молодежи в социально-активную деятельность, что проявляется в разных формах социальной активности: гражданской, творческой, коммуникационной, трудовой. Важным является, что в данных формах активности проявляется детско-молодежная инициатива - тип социальной активности, связанный с выдвижением новых идей или форм деятельности.

Детско-молодежные объединения в учреждениях дополнительного образования Самарской области являются инициаторами различных творческих, гражданских и трудовых инициатив и проявляют свою активность на разных уровнях: от местного до межрегионального.

Городское детско-молодежное объединение «Центр гражданских инициатив» Самарского Дворца детского и юношеского творчества является продолжателем славных традиций Куйбышевского Дворца пионеров и проводит гражданские и социальные акции по различным направлениям: экологическим, профилактическим, творческим, патриотическим и др. («100 дел на благо города», «Город глазами молодежи», «Самара – мой город» и др.). Девиз Центра «Быть активным – быть успешным!» свидетельствует о желании его участников быть полезным обществу.

В формировании социальной активности в настоящее время существуют определенные проблемы личностного характера: общественная активность, к сожалению, не рассматривается молодыми в качестве ресурса, обеспечивающего будущие успехи и достижения;

организационные проблемы: активная общественная деятельность не поддерживается каким-либо способом поощрения со стороны учебного заведения (школьника часто упрекают за его активность, считая, что он уделяет меньше времени учебе); непонимание и недоверие со стороны учителей и администрации школ, которые иногда открыто выступают против социальной активности учеников, запрещая им участвовать в общественной деятельности;

кадровые проблемы: текучесть кадров – координаторов, руководителей общественных объединений; слабый приток молодых специалистов; недостаточное количество программ обучения координаторов, руководителей общественных объединений.

Попытка найти решение данных проблем была сделана на областном круглом столе «Проблемы развития общественной активности детей и подростков в молодежном и детском движении Самарской области» (29 мая 2012 года), организованном двумя комиссиями Общественной палаты Самарской области: комиссией по образованию и комиссией по вопросам культуры, молодежной политики, межнациональных отношений и свободы совести.

Участники городского детско-молодежного объединения «Центр гражданских инициатив» представили свои предложения по развитию и поддержке социальной активности на форуме женщин-парламентариев Самарской области 5 декабря 2012 года. Вот некоторые из предложений:

«От имени социально активных школьников Самарской области мы обращаемся к парламентариям:

- о поддержке наших молодежных инициатив на законодательном уровне;

- в рамках поддержки талантливой молодежи поддержать социально активных школьников и включить в премию губернатора Самарской области для одаренных детей и подростков номинацию «Социально значимая деятельность»;

- в Год российской истории мы более глубоко изучили историю нашего города, который во время Великой Отечественной войны был запасной столицей и где ковалась Победа, просим от юных граждан нашей области обратиться в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу о присвоении городу Самаре статуса «Город воинской славы». Мы готовы объединиться вокруг интересных и нужных дел в сотрудничестве с вами, взрослыми, на благо общества, на благо родной Самарской губернии».

Но несмотря на определенные проблемы, социально-активная деятельность является привлекательной для школьников, поскольку:

  • она объединяет единомышленников,
  • она показывает, что такое поведение выгодно для большей части членов общества;
  • она является добровольной, так как нельзя заставить заниматься тем, что тебе не интересно;
  • эта деятельность является осознанной и предполагает ответственность личности в своих действиях.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что развитие социальной активности предполагает:

  • с точки зрения воспитания - формирование социально значимых качеств;
  • с деятельностной - реализацию конкретных инициатив;
  • с рефлексивной - анализ участниками своих практических действий, осмысление теории через практику;

с точки зрения социального взаимодействия - возможность привлечения ресурсов различных организаций и учреждений.

 
Баннер
Баннер
Баннер