Направления конференции

Авторизация



Развитие творческих способностей детей раннего возраста на занятиях в студии «Подрастайка»

Т.В. Шатохина,

педагог дополнительного образования,

МАУДО «Центр развития

творчества детей и

юношества города

Новотроицка Оренбургской области»

 

 

Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение  дает детям интенсивное ощущение радости жизни, позволяет вырасти активным творцом научной, производственной, общественной жизни, творцом своей собственной личности.

Развивать творческие способности необходимо с самого  раннего возраста.

В раннем возрасте ребенок проходит путь от копирования действия взрослого к его моделированию и далее – к изобразительному действию («Как папа…», «Как мама…»).

Способность к изобразительному действию в раннем возрасте находит отражение в формировании речи – важной познавательной функции. Сначала эта способность понимается в пассивной (понимаемой) речи, поскольку понимание рассказа, сказки подчас не опирается на конкретную наглядную ситуацию, речь идет о том, что сам ребенок в данный момент не видит – здесь требуется опора на воображение. Так, взрослый просит ребенка: «Покажи, как…?» (дед бил яичко, мышка бежала и т.п.).

Так условное, мнимое действие ребенка становится началом творчества. Взрослый побуждает малыша изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик прыгает. Очевидно, что развитие детской изобразительности будет способствовать и освоению предметно орудийной деятельности, и формированию таких познавательных функций, как речь, восприятие, память, воображение.

И если упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда и невозможно. Однако только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами совместная деятельность ребенка и взрослого способствует углублению, усилению детского развития.

Для этой цели в 2007 году в Центре развития творчества детей и юношества г. Новотроицка образована студия раннего развития «Подрастайка».

Занятия в студии проводятся в группах численностью 5-8 детей совместно с мамами.  Так как развитие в возрасте от 1,5 до 3 лет идет наиболее активно, если рядом родной взрослый делает все вместе с ребенком. Находясь на занятиях с мамой, малыш чувствует себя комфортно и защищено и в то же время получает новую информацию, которую ему помогает усвоить взрослый. Причем взрослый на занятии не только присутствует и наблюдает, а принимает самое активное участие в играх и делах ребенка: вместе читают детские стихи, поют песенки, танцуют в паре. Только подражая взрослому, которого он любит, которому доверяет, ребенок может развиваться активно и полноценно.

Неоценимую помощь в общении с детьми оказывают народные потешки, скороговорки, считалки, стихи детских поэтов. В студии с успехом применяют их в различных ситуациях на занятии: при мытье рук, во время рисования, перед просмотром сказки, занимаясь физкультурой, и, конечно, во время игры.

Одним из самых ярких моментов занятия являются музыкальные минутки. Используются  их различные формы – народные и авторские песни, песни – марши, песни-танцы, песни-игры, классическую музыку для самых маленьких. На занятиях педагог стремится к тому, чтобы музыка вызывала у детей положительные эмоции.

Чтобы дети чувствовали себя участниками происходящего, им предлагаются погремушки, деревянные ложки, барабанчики, колокольчики. Эти простейшие музыкальные инструменты помогают развить музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма.

В общение с малышами включаются разные виды кукольного театра: пальчиковый, перчаточный, театр резиновой игрушки и т.п. Очень хорошо для раннего возраста использовать народные сказки, например: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и другие. Это не только доставляет малышам радость, но и приобщает к литературе, искусству. После показа сказки педагог детям задает вопросы или дает задания, которые помогут лучше запомнить произведение и разобраться в поступках героев. Предлагается детям самим поиграть с игрушкой из театра, управлять ею так, как управлял взрослый. На занятиях обязательно хвалят  детей за правильные ответы, за помощь педагогу и маме.

Занятие изобразительной деятельностью становится органичным продолжением предыдущих частей. На занятиях дети лепят, рисуют, делают аппликации. Здесь малыши знакомятся с разными приемами лепки, рисования, но основной задачей является развитие их фантазии, воображения, любви к творчеству. Поэтому используются различные техники: работа с бросовым материалом; отпечатки поролоном, овощами; всевозможные превращения отпечатков собственных ладоней, геометрических фигур, рисование пальчиками, рисование на подносах с манной крупой, аппликации из крупы и др.

Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

На занятиях физкультурой дети выполняют комплексы упражнений на развитие основных двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки), подвижные игры. Подвижные игры не только развивают умение двигаться, координировать движения, ловкость, но и стимулируют развитие фантазии, учат взаимодействию с другими детьми.

Во время творческих занятий важно создавать положительный эмоциональный фон, поддерживать ребенка, если у него не получается предложенное действие, переключать его внимание, спокойно объяснять еще раз, помогать. Главное, чтобы на протяжении всего занятия у маленького человечка сохранялось хорошее настроение.

 
Баннер
Баннер
Баннер