Направления конференции

Авторизация



Актуальность и перспективы нравственного развития современного подростка

О.П. Пудовкина,

учитель,

МОБУ «Саракташская СОШ №2»,

п. Саракташ, Оренбургская область

 

В послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин уделил особое внимание вопросам нравственного воспитания молодежи.

Среди основных задач он назвал сохранение нравственных ценностей общества наряду с качественным образованием.

Духовно-нравственное воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны. Невозможно создать современную экономику (Россию), минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о новых акцентах в деятельности образовательных организаций, в частности, возрастании роли духовно-нравственного развития через проектную деятельность.

Проектная деятельность формирует ценностные установки, моральные суждения при получении, применении и распространении социального опыта. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, создает дополнительный потенциал для самовыражения и созидания творческого развития учащегося. При правильной организации такой деятельности у учащихся воспитываются такие качества, как уважение к мнению одноклассников, трудолюбие, чувство ответственности.

Таким образом, нравственное воспитание выступает ключевым звеном процесса формирования личности, способствующим полноценному ее раскрытию, при котором школьник адекватно осознает обязанности перед обществом. Нравственное воспитание выполняет в становлении человека функции:

-ценностно-смысловую, направленную на присвоение ценностей различного уровня;

-нормативно-ориентирующую, которая позволяет передать человеку социокультурный опыт через принятие общественного мнения, норм, традиций, ритуалов;

-деятельностно-коммуникативную, благодаря осуществлению которой человек реализует нравственные ценности и моральные нормы во взаимодействии с другими людьми, становится не только их носителем, но и выразителем;

-формально-поведенческую, предполагающую усвоение культуросообразных форм поведения.

Реализуя указанные выше функции нравственного воспитания через проектную деятельность, в 2016-2017 учебном году в Муниципальном образовательном бюджетном учреждении «Саракташская средняя общеобразовательная школа № 2» был реализован социальный проект «Поделись своей добротой».

Цель проекта: помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

С учетом того, что подростковый возраст – это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в проекте придавалось развитию нравственных качеств личности.

Работа осуществлялась через участие учащихся в различных мероприятиях на школьном, муниципальном и областном уровнях:

-на уровне школы: благотворительная ярмарка, благотворительные концерты, благотворительные акции для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, воспитывающихся в социально-реабилитационном центре «Маячок»;

-на муниципальном уровне: защита социального проекта, первое место среди школ района в номинации «Активная гражданская позиция»;

-на областном уровне: второе место в номинации «Шаг навстречу».

Через реализацию подобных  проектов у подростков формируются такие нравственные черты личности, как ответственность, гражданская активность.

Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления. Как раз реализация социальных проектов школьниками и создаёт такие жизненные ситуации.

В школе на протяжении 3-х лет реализуются проекты, направленные на помощь учителям, находящимся на заслуженном отдыхе; детям из подшефного социально-реабилитационного центра «Маячок». Данные проекты реализуются подростками волонтёрского отряда школы. Они сами генерируют идеи, составляют проекты, реализуют их. Вся деятельность носит не разовый, а систематический характер. Этот вид деятельности удовлетворяет многим потребностям данного возраста. Позволяет подросткам успешно проходить социализацию.

 
Баннер
Баннер
Баннер