Направления конференции

Авторизация



Научно-исследовательская деятельность и познавательные интересы по немецкому языку учащихся во внеурочное время в среднем специальном учебном заведении

Е.В.Клейн,

преподаватель,

ГАПОУ «Торгово-технологический техникум»,

г. Орск, Оренбургская область

 

В последние годы в связи с преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества изменился статус иностранного языка как учебного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью.

Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей учащихся.

Обучение немецкому языку в образовательном учреждении среднего профессионального образования связано с рядом проблем. Одной из важнейших является отсутствие интереса к предмету. Вопрос, который чаще всего задают учащиеся: «Зачем нам нужен иностранный язык?». Они ведь не поедут работать в Германию. Такая постановка вопроса связана, прежде всего, с их ограниченным кругозором. Данная проблема усугубляется также и в связи с низким уровнем обученности.


Расширить кругозор учащихся и таким образом повысить их интерес к изучению немецкого языка – основные цели внеурочной деятельности по предмету.

Научно-исследовательская деятельность учащихся – это ключ к развитию их творческих способностей и креативного мышления, к стремлению самосовершенствоваться, к формированию потребностей учащихся в продолжении образования. Научно-исследовательская деятельность помогает сформировать общественно важные качества личности учащихся, такие как: умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике, находить рациональные пути преодоления трудностей, критически мыслить, анализировать, обобщать полученные данные, делать выводы.

Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес в качестве носителя внешних и внутренних ресурсов объективных и субъективных сторон совместной учебной деятельности является важнейшим фактором совершенствования обучения.

Ведущей формой развития познавательного интереса во внеурочной деятельности является научно-исследовательская работа учащихся. Темы исследовательских работ могут быть самыми разнообразными. Необходимо учитывать актуализацию тем и заинтересованность в них именно молодежи обеих стран.  Темы должны быть направлены на формирование культурно-страноведческой компетенции. Ведь при межкультурной коммуникации очень важно учитывать специфику общения того или иного носителя языка.

На протяжении целого года  во внеурочное время мы с учащимися занимались очень интересной научно-исследовательской и познавательной деятельностью по  теме «Особенности немецкой национальной одежды и ее роли в современной Германии». Данная тема близка учащимся еще и потому, что она напрямую связана с их будущей специальностью «Дизайн одежды».

Нами было проведено глубокое исследование исторического аспекта данной темы, рассмотрено время возникновения немецкой национальной одежды, моды, её становление, изменение и развитие. Было собрано много фактов об этом. Учащиеся изучали факты и архивы разных эпох, в которых имелась информация по теме. И самым главным было показано, что в настоящее время национальная одежда не утратила свой смысл и играет важную роль для жителей современной Германии. Тема для учащихся стала интересна  со всех сторон. Был собран богатый материал по данной теме, который в дальнейшем учащиеся смогут использовать в своем обучении. Причём следует заметить, что культурно-специфический аспект в процессе обучения всегда вызывает большой интерес, что и продемонстрировала работа над этим проектом.
Научно-исследовательская деятельность и познавательные интересы учащихся во внеурочное время не могут обходиться уже без известной им со школьных времен недели иностранного языка. В программу недели иностранного языка помимо традиционных мероприятий, таких как олимпиада, конкурсы, викторины связанные с актуальными темами, я также включаю и новые формы работы, например, презентации по темам интересным для учащихся именно данного возраста и связанные с проблемой молодежи  и их будущей профессией. В этом году мы планируем взять на исследование такие темы как: «Немецкая национальная еда и напитки», «Немецкие банки и их роль в мировой экономике», «Отношения среди молодежи в современной Германии». На наш взгляд они очень актуальны и связаны с будущей профессией учащихся нашего учебного заведения.
Одним из новых и наиболее интересных направлений, следует отметить видеоконференции, вебинары и дистанционные внеурочные занятия в режиме реального времени непосредственно с носителями языка. Это, конечно, в настоящее время сделать не так и легко, но попытки дают уже свои результаты. Здесь учащиеся напрямую имеют контакт с иностранными учащимися, слышат и видят их, проявляют свои коммуникативные способности. Именно благодаря, такой форме внеурочной деятельности познавательный интерес к изучаемому языку у учащихся повышается еще больше. 
Следует отметить, что работа в данном направлении приносит результаты. Учащиеся в итоге помимо знаний об окружающем их мире, культуре страны изучаемого языка приобретают некоторую уверенность, которая помогает им в дальнейшем изучении немецкого языка и  становиться  неотъемлемой частью их будущего.

 
Баннер
Баннер
Баннер