Направления конференции

Авторизация



Применение ИКТ в управлении воспитательным процессом через создание электронной газеты

Н.В.Трофимова,

 

заместитель директора

по воспитательной работе,

МБОУ «СОШ №1»,

Абдулинский г.о., Оренбургская область

 

Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Среди целей деятельности школы, обозначенных в Программе развития школы, одна из основных – развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса. Вышеизложенные цели направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.

Необходимость использования СМИ в управлении воспитательным процессом очевидна и неоспорима. Наряду с методами убеждения, контроля, стимулирования в нашей школе в управлении воспитательным процессом используется метод управления через создание электронной газеты.

С целью  повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Воздействие СМИ на управление воспитательным процессом продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся, родителей в активную деятельность.

Воспитывая учеников при помощи метода создания электронной газеты, мы развиваем их независимость, творческую активность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к принятию решений, способность к самореализации, инициативность, целеустремленность.

Для эффективного применения ИКТ в воспитательной работе с детьми необходимо обеспечение следующих условий:

  • материально – техническое обеспечение;
  • наличие подготовленных преподавателей;
  • наличие группы единомышленников – энтузиастов;
  • возможность выбора видов деятельности и их смена;
  • демократичность методов педагогического руководства;
  • соответствие целей развитию личности каждого школьника.

Управление воспитательным процессом школы осуществляется через массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы организации. Важнейшим условием повышения его эффективности является оптимальное их сочетание.

Также управление осуществляется через структурные компоненты школы как образовательного учреждения: кружки, клубы, спортивные секции, трудовые и другие детские объединения, работа которых освещается в школьной электронной газете. Основные «плюсы»: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на изготовление.

Важную роль школьной газеты отмечают и сами школьники.
Анкетирование на тему «Есть ли необходимость издания электронной школьной газеты в школе?», проведенное в 8-11 классах, (опрошено 130 учащихся, что составляет 30% от общего числа учеников), показало следующие результаты:

а) положительный ответ – 89%; б) отрицательный ответ – 4%;
в) не определились с ответом – 7%

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Кропотливая работа над созданием школьной газеты развивает у старшеклассников коммуникативные навыки через овладение элементами профессии журналиста, повышает интерес учащихся к родному языку, повышает информационную культуру участников проекта. В ходе работы учащиеся знакомятся с такими профессиями как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор, редактор.

Работа в газете для учеников это огромный стимул для саморазвития и самоорганизации. Здесь решаются такие вопросы как: профессиональная ориентация – и это не обязательно журналистика,   развивается  культура речи и творческое воображение,  чувство времени и ответственность, отрабатываются навыки владения новыми технологиями, приобретается опыт работы с различными источниками информации – это все ценно для учащихся.

Таким образом, использование ИКТ в управлении позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся и родителей как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру.

Однако эффективность использования информационных технологий во многом зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе управления воспитательным процессом. Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту это только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным целям и задачам.

 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер