Направления конференции

Авторизация



Применение электронных образовательных ресурсов на уроках ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

Г.Н. Баловнева,

преподаватель профессионального цикла,

ГАПОУ  «Новотроицкий политехнический

колледж»,  г. Новотроицк,

Оренбургская область

Данная статья посвящена комплексному исследованию вопроса эффективного применению электронных образовательных ресурсов на различных этапах учебных занятий с целью формирования общих и профессиональных компетенций студентов СПО.

В статье обобщается опыт преподавателя по применению ЭОР при обучении на уроках инженерной графики, дается детальный анализ влияния различных видов ЭОР на эффективность процесса графической подготовки студентов технических специальностей, на активизацию процесса обучения по инженерной графике, развитие конструктивного мышления и повышение уровня технического интеллекта студентов.

К основным целям использования электронных образовательных ресурсов при обучении в рамках СПО относятся:

  1. Оптимизация мобильных средств, имеющихся у обучающихся;
  2. Компактное хранение материала, который всегда оказывается под рукой;
  3. Интенсификация процесса обучения;
  4. Соответствие развития уровня образования современному социальному заказу и интересам обучающихся, которые повсеместно пользуются мобильными устройствами.

Традиционные цели дисциплины «Инженерная графика» — воспитание профессиональной и графической культуры и грамотности, развитие пространственного мышления, творческих способностей студента к анализу и синтезу пространственных форм на основе их графических изображений.

Развитие конструктивного мышления, повышение уровня технического интеллекта остаются актуальными и сегодня.

Учебно – методический комплекс по дисциплине, включает в себя электронные книги по инженерной графике, электронные плакаты и презентации, разработанные электронные слайды на базе 3D моделирования с использованием средств и возможностей системы КОМПАС-3D и т.п. Электронные книги – компьютерные аналоги обычных (бумажных) изданий книги, лекции по дисциплине, опорные конспекты, электронные таблицы. Примеры электронных ресурсов представлены на слайде. В учебном процессе данные электронные средства применяются при объяснении нового материала, закреплении и обобщении изученного материала, организации самостоятельной работы студентов, проведении текущего контроля. Электронные учебные пособия – презентации, электронные словари, методические указания для выполнения практических, графических и самостоятельных работ. Электронное пособие авторов И.И. Букреева и Ю.О, Полежаева по инженерной графике составлено в соответствии с требованиями ФГОС для СПО содержит тесты, контрольные работы, практические работы.

Электронные пособия позволяют осуществить проверку усвоенных знаний, организовать самостоятельную работу, дифференцировать задания по уровню сложности и стимулировать процесс приобретения новых знаний с помощью практически ориентированных заданий.

Использование образовательных сайтов сети Интернета, позволяют систематизировать и обобщить, а также проверить уровень знаний, обучающихся с использованием самоконтроля. Для того чтобы эффективно использовать электронные учебные материалы не только на аудиторных занятиях, но и при подготовке к занятиям по дисциплине, вне зависимости от территориального местонахождения студента в определенный момент, по инициативе студентов была создана группа ВКонтакте «Инженерная графика».

Преимущество использования сети –Интернета:

- своевременный круглосуточный доступ к электронным учебным материалам;

- формирование информационной культуры в ходе овладения современными информационными технологиями, которое позволяет повысить эффективность образовательной деятельности;

- самостоятельная работа с электронными материалами с использованием портативных устройств;

- возможность дистанционного взаимодействия с преподавателем;

- популяризация инновационных педагогических технологий с использованием учебных веб-ресурсов.

В группе ВКонтакте размещена следующая информация:

- контрольно-измерительные материалы: тесты, контрольные вопросы по темам, вопросы для защиты графических работ;

- основная и дополнительная литература, лекции и опорные конспекты, методические карты;

- вопросы к экзаменам;

- методические указания для выполнения практических и графических работ, самостоятельной работы студента.

Использование компьютера на занятиях значительно облегчает работу преподавателя, экономит время, в том числе и за счет сокращения работы мелом на доске. Особенно важно последнее при преподавании инженерной графики, так как требуется демонстрация значительного количества сложных, безукоризненно выполненных графических изображений. Хочется напомнить слова Конфуция: Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю.

Используя компьютер и мультимедийную установку, можно показать деталь со всех сторон, для выявления внутренних очертаний и полного выявления формы применить разрез, продемонстрировав в динамике, как секущей плоскостью рассекается деталь и как удаляется половина детали, находящаяся между наблюдателем и секущей плоскостью. Показ этого процесса может быть дополнен чертежами детали до и после выполнения разреза. А также неоднократно продемонстрировать последовательность их построения, что затруднительно при использовании мела и доски.

Инструментальные возможности прикладных графических программ позволяют построить трехмерную модель изучаемого объекта и с помощью совмещения с чертежом проверить правильность решения задачи, например, построение линии пересечения поверхностей.

Применение интерактивной доски не только облегчает работу преподавателя, но позволяет проконтролировать уровень знаний студентов по теме. С другой стороны, задание, представленное в электронном виде, позволяет студенту, избежав механического перечерчивания исходного условия, доработать чертеж. За счет рационального использования времени появляется возможность для увеличения числа заданий. Компьютер и интерактивная доска дает зрительное и слуховое восприятие материала. Сегодня это особенно актуально. Так как в последнее время отмечается заметное падение уровня подготовленности выпускников школ к дальнейшему обучению, особенно по дисциплине «Инженерная графика». Среди причин создавшегося положения следует выделить то, что дисциплина «Черчение» из учебного процесса большинства школ вообще изъята. Компьютер в инженерной графике является как средством обучения и коммуникации, так и рабочим инструментом (использование прикладных графических программ для автоматизированного проектирования).

В соответствии с требованиями ФГОС в результате освоения дисциплины «Инженерная графика» студент должен научиться выполнять чертежи технологического оборудования и технологических схем вручную, а также получить навыки автоматизированного проектирования конструкторской документации. В нашем колледже изучение компьютерной графики начинается в инженерной графике после темы «Изображения – виды, разрезы, сечения», когда студенты изучат методы проецирования, приобретут практические навыки выполнения разрезов и сечений вручную. Преимущество данного метода в параллельном обучении стандартам инженерной и компьютерной графики, сочетании ручной и машинной графики. Такой способ изучения инженерной графики предъявляет повышенные требования к организации аудиторных учебных и внеаудиторных учебных занятий.

В кабинетах «Инженерная графика» установлено 12 компьютеров, оснащенных лицензионной системой автоматизированного проектирования КОМПАС - 3D, есть проектор, интерактивная доска. Знакомство студентов с программой КОМПАС-3D начинается с освоения разнообразных способов и режимов построения отрезков, окружностей, дуг и т.д. Команды создания фасок, скруглений избавляют их от необходимости выполнять сложные вспомогательные построения. Студенты осваивают оптимальные приемы выполнения чертежей  как для аудиторной, так и для внеаудиторной работы. Для активизации интереса студентов к изучению дисциплины в формировании профессиональных и общих компетенций, умений, разработаны графические задания, содержащие информацию, связанную с будущей специальностью.

Изучение программы КОМПАС -3D в инженерной графике меняет отношение к дисциплине в положительную сторону более чем у 80% студентов. И это понятно, так как программа КОМПАС-3D освобождает студента от рутинной работы, например, заполнения основной надписи чертежа. Анализ распределения времени при выполнении графических работ студентами показал, что наибольшие затраты связаны с оформлением чертежа, многократным перечерчиванием из-за неточностей в построении, а не из-за недостатка знаний.

  1. В системе автоматизированного проектирования создается электронный цифровой документ (со всеми его преимуществами). Средства САПР предоставляют пользователю "виртуальные" электронные инструменты построения и моделирования, свойства которых значительно превосходят возможности традиционных инструментов черчения.
  2. В системе САПР методами "визуального" построения создаются математические модели двумерных чертежей и трехмерных объектов, которые могут быть переданы в другие системы для последующей обработки: исследование, подготовка программ обработки на станках ЧПУ, подготовка конструкторской документации и т.п.
  3. Работа с системой САПР предполагает знание языка инженерной графики: ГОСТ ЕСКД, навыков работы с компьютером и желание освоить новые средства проектирования.

Студенты специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) изучают возможности создания трехмерных моделей отдельных деталей и сборочных единиц, содержащих как оригинальные, так и стандартизированные конструктивные элементы в дисциплине «Компьютерная графика». Создают библиотеку трехмерных моделей и изделий в сборе. В дальнейшем студенты применяют полученные навыки работы в системе автоматизированного проектирования при изучении других технических дисциплин. Например, студенты специальности15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) применяют программу КОМПАС-SHAFT при изучении профессиональных модулей. Выполняют графическую часть курсового и дипломного проектирования, осуществляя межпредметные связи и профессиональную подготовку.

Дальнейшее развитие полученных навыков широко используется другими учебными дисциплинами и модулями в организации проектной деятельности. Студенты старших курсов,  по специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» (рук. Ковалькова Е. П.), ежегодно принимая участие в международном конкурсе «Будущие Асы КОМПьютерного 3D-моделирования» (база ООО «АСКОН»), были неоднократно отмечены дипломами победителей. Таким образом, систему КОМПАС-3D можно рассматривать как основной инструмент непрерывного графического образования – от изучения дисциплины «Инженерная графика» до дипломного проектирования.

Электронные средства становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

 

Заключение

ЭОР становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством.

Электронные средства становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

  • Активизируют познавательную деятельность студентов.
  • Облегчают понимание, и усвоение студентами трудоемкого для них курса инженерной графики в условиях дефицита учебного времени.
  • Повышают эффективность графической подготовки студентов.

Список литературы:

  1. С.К. Боголюбов Инженерная графика. М.: Машиностроение, 2008;
  2. В.П. Куликов Стандарты инженерной графики. Учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2008 (Действующий документ).
  3. В.П. Куликов, А.В. Кузин, В.М. Демин Инженерная графика. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.
  4. Компьютерная инженерная графика – учебное пособие для студенттов СПО / В.Н. Аверин. М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  5. Большаков В. П. Черчение, информатика, геометрия КОМПАС-3D для  Студентов и школьников. БХВ-Петербург, 2010
  6. Москалева Т.С., Севостьянова О.М. Применение мультимедийного методического комплекса в обучении студентовграфическим дисциплинам // Вестник СамГТУ. – 2008. – № 1. – С.65_69. – ISSN: 1991_8569.
  7. Федотова Н.В. Трехмерное моделирование в преподавании графических дисциплин // Педагогические науки. – 2011. – № 12. – С.68-70.
 

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Баннер
Баннер
Баннер